Холодильное оборудование особого назначения
Главному разработчику отечественной холодильной техники – 65 лет

Стенд для испытания холодильных машин на «крен-дифферент».

Холодильное оборудование и основанная на нем техника низких температур применяются сегодня во всех без исключения отраслях хозяйства страны, от бытовой техники до атомных, оборонных и ракетно-космических комплексов.

Выполнение практически всех государственных программ, развитие инфраструктуры страны и обеспечение национальной безопасности в продовольственном, военном и космическом направлениях связано с обязательным применением и развитием техники низких температур.

Роман Владимирович ПАВЛОВ – исполняющий обязанности начальника ЦКБ ХМ – 1950 г., директор ВНИИхолодмаш в 1965-1970 гг.

Александр Васильевич БЫКОВ – директор ВНИИхолодмаш в 1970-1992 гг.

 

Читателям старшего и среднего поколения нетрудно будет вспомнить советский бытовой холодильник «Саратов» или фундаментальный «ЗиЛ», но об истории промышленных разработок холодильной техники нам мало что известно. В развитии этой области машиностроения основополагающую роль играет ОАО «ВНИИХОЛОДМАШ-ХОЛДИНГ».

В 1950 г. приказом Министерства промышленности и приборостроения СССР было организовано Центральное конструкторское бюро холодильного машиностроения (ЦКБ ХМ) – предшественник ОАО «ВНИИХОЛОДМАШ-ХОЛДИНГ» За годы своей работы институтом совместно с заводами отрасли были созданы пять поколений поршневых компрессоров с их базовой градацией, различающихся по ходу поршня, диаметру и числу цилиндров, скорости вращения и исполнения. Среди разработок института – ротационные многопластинчатые поджимающие компрессоры для низкотемпературных установок большой производительности, испытательных компрессоров и рефрижераторов судов, а также три поколения винтовых компрессоров в аммиачном и фреоновом исполнении. Два поколения теплоиспользующих абсорбционных бромисто-литиевых холодильных машин. Три поколения холодильных фреоновых машин с центробежными компрессорами, холодильных аммиачных и пропановых турбоагрегатов.

Особое внимание в институте всегда уделялось созданию холодильного оборудования для оборонных нужд государства. Как известно, без применения искусственного регулируемого холода военная техника не видит, не слышит и не стреляет. Разработки института обеспечивали все запросы военных заказчиков.

Игорь Константинович САВИЦКИЙ – генеральный директор ОАО «ВНИИХОЛОДМАШ-ХОЛДИНГ» в 1992-2002 гг.

Олег Михайлович ТАГАНЦЕВ – генеральный директор ОАО «ВНИИХОЛОДМАШ-ХОЛДИНГ» в 2002-2011 гг.

Александр Сергеевич ЛЮБИМЦЕВ – генеральный директор ОАО «ВНИИХОЛОДМАШ-ХОЛДИНГ» с 2011 г. по настоящее время.

 

За создание нескольких поколений систем термостатирования специального назначения ВНИИхолодмаш в 1981 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1994 г. институт становится холдинговой компанией ОАО «ВНИИХОЛОДМАШ-ХОЛДИНГ».

По словам Олега Таганцева, первого заместителя генерального директора ОАО «ВНИИХОЛОДМАШ-ХОЛДИНГ», сегодня опыт сотрудников и техническая оснащенность института позволяют эффективно решать самые сложные и нестандартные задачи в различных областях применения искусственного холода.

Особенно следует отметить создание в поселке Калининец Наро-Фоминского района собственного завода по производству холодильных машин, имеющего испытательный центр, позволяющий производить их всесторонние испытания, в том числе и по специальным параметрам.

НА СЛУЖБЕ У ФЛОТА

Давние рабочие отношения связывают ОАО «ВНИИХОЛОДМАШ-ХОЛДИНГ» и Военно-морской флот России. Являясь ведущим научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом в отрасли холодильного машиностроения, начиная с 1960-х гг., ВНИИхолодмаш разработал и внедрил в серийное производство все типы холодильного оборудования, используемого на надводных и подводных кораблях ВМФ. Техника, которую разрабатывает институт, – особая. Это оборудование первой категории, обеспечивающее жизнеспособность корабля, поэтому и требования к ней повышенные.

За последние два года было разработано и налажено серийное производство трех новых холодильных машин для надводных кораблей и подводных лодок ВМФ РФ: МХ-0,35, МХ-0,35К и 2МХМВ300-01.

Машина холодильная МХ-0,35 предназначена для использования в системе кондиционирования воздуха в многоцелевых атомных подводных лодках четвертого поколения. Серийные машины уже поставлены в ОАО «ПО «Севмаш», где ведется строительство субмарин.

Машина холодильная турбокомпрессорная морская МХ-0,35КТ.

Еще одна завершенная разработка – машина холодильная МХ-0,35К, предназначенная для использования на многоцелевых фрегатах и разведывательных кораблях, строительство которых идет на АО «СЗ «Северная верфь».

Кроме того, среди серийных новинок следует отметить машину холодильную морскую винтовую 2МХМВ300-01. Эти машины поставляются АО «ПСЗ «Янтарь».

Задача для конструкторов института – создание холодильных машин из комплектующих российского производства.

Например, машина холодильная морская МХМ-150 на 98% – российская. «Есть задача по импортозамещению, и мы ее решаем, – рассказывает Мария Агафонкина, заместитель начальника отдела холодильных машин с компрессорами объемного действия. – У нас выигрышная позиция – мы сохранили все технологии компрессоростроения и машиностроения и можем их создавать».

Сейчас интситут активно разрабатывает линейку морских холодильных винтовых машин двойного назначения холодопроизводительностью 80, 150, 300, 500, 1000 и 2000 кВт в рамках единого ТУ для надводного флота.

«Мы приступаем к испытаниям опытных образцов морских холодильных винтовых машин нашей разработки для Военно-морского флота, – рассказывает Денис Кривцов, заместитель директора по инжинирингу. – Скоро холодильные машины 2МХМВ80-11-1 и 2МХМВ300-11-1 пройдут государственные приемочные испытания.

Еще одна разработка – создание модификации машины МХ-0,35К, получившей обозначение МХ-0,35КТ. Данный проект разрабатывается совместно с ОАО «Невское проектно-конструкторское бюро». Машины планируется поставить на АО «ПСЗ «Янтарь». Отличием данной машины является наличие дополнительного теплообменника «забортная вода – хладоноситель». При низких температурах забортной воды хладоноситель охлаждается непосредственно забортной водой. При этом компрессор холодильной машины не работает, а поддержание необходимой температуры для потребителя происходит в автоматическом режиме. Данное решение позволяет существенно снизить энергопотребление и повысить ресурс работы машины. Такие холодильные машины будут работать на десантном корабле.

НОВЫЙ УРОВЕНЬ

Особо важной является задача по созданию центробежного безмаслянного компрессора. «Приоритет ОАО «ВНИИХОЛОДМАШ-ХОЛДИНГ» – создание модельного ряда холодильных установок, базовым элементом которого является компрессор собственной разработки», – рассказывает Денис Кривцов.

Среди перспективных и уникальных разработок, которые ведет ОАО «ВНИИХОЛОДМАШ-ХОЛДИНГ», – работа над турбокомпрессором специального назначения на газодинамических подшипниках, предназначенного для замены импортного компрессора.

Машина холодильная морская винтовая МХМВ150-11-1.

Идея создания этого турбокомпрессора возникла в 1990-х гг. До этого времени такие подшипники применялись в авиации. Институт начал разработку аналога для кораблей ВМФ. Опытный образец – маленький компрессор на 32 киловатта холода – был сделан по заказу ОАО «СПМБМ «МАЛАХИТ» и признан успешным. Затем был создан макетный, а затем и опытный образец турбокомпрессора на 350 киловатт холода.

«Процесс создания был трудоемким: кроме газодинамических подшипников впервые был применен синхронный двигатель с постоянными магнитами, – рассказывает Денис Можаев, директор ОАО «ВНИИХОЛОДМАШ-ХОЛДИНГ» по инжинирингу. – Таких конструкций до нас не создавал никто, хотя, когда мы занялись получением патента на изобретение, выяснилось, что все технологии были известны еще в середине ХХ века. Но никому не приходило в голову соединить все в одно целое. А наши инженеры с успехом воплотили эту идею в жизнь».

Сейчас, рассказал Денис Можаев, проводятся ресурсные испытания турбокомпрессора в составе холодильной машины МХ-0,35.

«Также, – добавил Денис Кривцов, – мы полностью освоили производство систем управления для холодильных машин, в которых используются только отечественные комплектующие с приемкой ВП».

Сегодня институт вносит огромный вклад в развитие холодильной промышленности нашей страны: построен завод, ведутся новые разработки.

Итак, ОАО «ВНИИХОЛОДМАШ-ХОЛДИНГ» – 65 лет. История института – это история развития холодильной отрасли на фоне развития государства и смены эпох. Она началась в одной стране, а продолжается в совершенно другой. Но, пройдя через перестройку и бурные 90-е, институт не развалился, как сотни других, когда-то значительных НИИ, а только переехал – немного подальше от Кремля. И вот уже новые мощности, новые программы и новые изделия. Но главное, что в активе холдинга прекрасные инженеры и управленцы, с которыми и в следующие 65 лет – не страшно.

 

Основные вехи в разработке холодильного оборудования

* Конец 1950-х гг. – холодильные установки для транспортных рефрижераторов «Сибирь» и «Актюбинск»;

* Начало 1960-х гг. – холодильная установка для больших морозильных траулеров на базе блок-картерных двухступенчатых компрессоров ДАУ-80;

* Начало 1970-х гг. – крупнейшая холодильная установка общей рабочей холодопроизводительностью 6400 кВт для уникальной плавбазы «Восток» на основе ротационных компрессоров РАБ-300С и поршневых АУУ-400;

* Середина 1970-х гг. – первая отечественная холодильная установка на R22 общей холодопроизводительностью 700 кВт с шестью винтовыми компрессорами 5ВХ350/5ФС с системой непосредственного охлаждения всех аппаратов-потребителей холода и насосной схемой подачи хладагента в морозильные аппараты для большого автономного траулера типа «Горизонт»;

* 1980-е гг. – высоко- и низкотемпературные винтовые компрессорно-конденсатные агрегаты типов 21АК100 и 21АК50 и холодильная машина 21МКТ100;

* С конца 1970-х по 1990-е гг. – широкая номенклатура полностью автоматизированных моноблочных холодильных машин типа МХМВ холодопроизводительностью от 73 до 290 кВт на базе винтовых компрессорных агрегатов на R22 для использования в системах кондиционирования воздуха и термостатирования на судах Военно-морского флота. Эти холодильные машины пришли на смену предыдущему поколению машин;

* 1998 г. – разработана и изготовлена на опытном производстве института установка для охлаждения блока полезного груза для международной программы «Морской старт».

Начало XXI века

* Создание ряда полностью автоматизированных холодильных машин типа СМКТ холодопроизводительностью от 50 до 250 кВт для использования в системах кондиционирования наземных объектов на базе винтовых компрессорных агрегатов;

* Создание опытного образца безмасляного турбокомпрессора холодопроизводительностью 350 кВт на газодинамических подшипниках для турбокомпрессорной холодильной машины на озонобезопасном холодильном агенте;

* Разработка и создание холодильного оборудования с малой заправкой аммиака;

* Разработка модельного ряда винтовых холодильных машин холодопроизводительностью 80, 150, 300, 500, 1000, 2000 кВт с использованием озонобезопасного холодильного агента;

* Производство систем управления собственной разработки на отечественной комплектации;

* Создание испытательной базы для проведения испытаний холодильных машин холодопроизводительностью до 650 кВт с любыми хладагентами.


 

НОВОСТИ

На Судостроительной фирме «Алмаз» в Санкт-Петербурге состоялась закладка сразу трех кораблей для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ.
Зеленодольский завод им. А.М. Горького отправил на Балтику очередной противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок» разработки нижегородского КБ «Вымпел».
Завершены испытания нормобарических скафандров разработки компании «Дайвтехносервис», создающих водолазу на большой глубине атмосферные «земные» условия.
Производственный цех нижегородского ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева спустил на воду и начал испытания рабоче-разъездного катера 21770 «Катран» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Городецкая Судоремонтно-судостроительная корпорация (ССК) из Городца Нижегородской области передала Северному флоту плавучий тяжелый железобетонный причал ПЖТ-86 проекта 16181.
На Ленинградском судостроительном заводе «Пелла» спущен на воду рейдовый буксир РБ-393 проекта 90600, построенный для Военно-морского флота РФ.
Тихоокеанский флот получил гидроакустические приборы для защиты кораблей, подводных лодок и морских баз от торпед и субмарин противника.
На рыбинском судостроительном заводе «Вымпел» спущен на воду головной малый гидрографический катер проекта 21961 разработки нижегородского КБ «Вымпел».
Министерство обороны РФ заказало 55 гидроакустических комплексов (ГК) «Кряква» для ВМФ РФ.
Рыбинский судостроительный завод «Вымпел» спустил на воду второй, третий и четвертый патрульные катера проекта 12150 «Мангуст» разработки ЦМКБ «Алмаз» программы 2017 года.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100