«Наиболее популярна сегодня наша воздухоплавательная техника»
В прошлом году нам удалось сделать два инновационных прорыва

Человек впервые успешно преодолел силу земного притяжения и поднялся в небо на воздушном шаре. С развитием авиации, освоением космического пространства стало казаться, что огромные, неуклюжие дирижабли и аэростаты уже не способны приносить пользу человеку. Однако воздухоплавание продолжает успешно развиваться, а внедрение новых технологий вновь сделало востребованными летательные аппараты легче воздуха. О сегодняшнем положении дел в этой сфере и перспективах развития журналу «Национальная оборона» рассказал директор ФГУП «Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики» Виктор ГОЛУБЯТНИКОВ.

Интервью

Илья КЕДРОВ

 

— Виктор Николаевич, расскажите о вашем предприятии. Чем вы занимаетесь?

— Наше предприятие образовано в 1956 году, то есть в 2011-м нам исполняется 55 лет. Предприятие занимается разработкой и изготовлением воздухоплавательных комплексов: привязных аэростатов, свободных аэростатов, дирижаблей. Второе направление нашей деятельности – системы пожарной сигнализации для всех самолетов и вертолетов отечественного производства. Третье – это закрытая тематика по ракетно-космической технике.

Предприятие бурно развивается. За последние 5 лет нам удалось очень много сделать. Средний возраст работников, а их у нас около 300, составляет 46 лет. 24,7% от числа всех работников – это молодежь в возрасте до 30 лет. Сотрудники стабильно получают хорошую зарплату.

В соответствии с указом президента России Дмитрия Медведева от 2009 г., в этом году мы должны войти в состав Концерна радиостроения «Вега».

Наиболее популярна сегодня наша воздухоплавательная техника. На проходившей в апреле выставке «Высокие технологии XXI века» мы представили действующий макет в масштабе 1:6 опытного образца беспилотного дирижабля, который мы разработали в интересах госкорпорации «Росатом».

Виктор Голубятников.

— Для чего он предназначен?

— Беспилотный дирижабль предназначен для проведения мониторинга объектов атомной энергетики. Авария на АЭС в Фукусиме еще раз показала, что летчики, как и все люди, боятся летать над аварийным реактором, из которого исходит излучение. В случае же с беспилотным дирижаблем оператор может находиться на расстоянии до 100 км от объекта и в режиме реального времени получать видеоизображение того, что там происходит. То есть плечо полета дирижабля составляет 200 км. Мы планируем на авиасалоне МАКС-2011 продемонстрировать макет этого дирижабля в масштабе 1:2.

— В последнее время наблюдается тенденция к возобновлению интереса военных к дирижаблям и к воздухоплавательной технике в целом. У вас есть какие-то контакты по этой тематике с силовыми структурами России?

— В прошлом году нам удалось сделать два инновационных прорыва. Мы разработали и изготовили новый аэростат из новых отечественных материалов по новой технологии. Если раньше все аэростаты и у нас, и на серийном заводе в Уфе изготавливались из прорезиненной ткани и клеились обычным клеем 88, то в прошлом году мы освоили технологию сварки током высокой частоты. Сейчас этот аэростат проходит испытания на воздухоплавательном полигоне в районе города Вольск Саратовской области. После их завершения начнутся государственные испытания. Надеюсь, что они пройдут успешно и данный аэростат будет принят на вооружение. Он востребован Пограничной службой ФСБ, МЧС и ВМФ.

— Что представляет собой этот аэростат?

— Это привязной аэростат, наполненный гелием. С землей он соединен кабель-тросом, по которому подается напряжение для управления самим аэростатом и тем оборудованием, которое на нем размещено. Это может быть РЛС, аппаратура РЭБ, оптико-электронные системы, видеокамеры.

— Вы сказали, что при изготовлении этого аэростата вместо клея применяется сварка. Какие еще инновации, новые технологии возможны в воздухоплавании?

— Во-первых, само по себе использование аэростатов с современной полезной нагрузкой – это уже инновация. Например, США уже около 5 лет назад вдоль границы с Мексикой разместили 12 аэростатных комплексов, предназначенных для контроля трафика мигрантов. Это позволило заметно, в разы, сократить количество людей, задействованных в патрулировании границы.

Что касается нашей продукции, то помимо принципиально новой технологии изготовления оболочки, которой ранее в России не было, мы сделали ее из нового материала отечественного производства. Он гораздо прочнее старой прорезиненной ткани и меньше пропускает газ. А это – самая важная характеристика в воздухоплавании. Параметр газопроницаемости определяется в количестве кубометров газа, которые материал, из которого изготовлена оболочка аэростата, пропускает за час. Чем меньше газопроницаемость, тем дольше аэростат будет находиться на рабочей высоте без пополнения. По техзаданию, которое мы выполнили, новый аэростат должен находиться на рабочей высоте не менее 15 суток.

— А старые аэростаты из прорезиненной ткани сколько могли «висеть» в воздухе?

— 7-8 суток, 10 – в лучшем случае.

— Для наполнения аэростатов сегодня используется гелий?

— Мы, конечно, рекомендуем гелий. Но в силовых структурах не всегда могут это себе позволить и применяют водород, поскольку один кубометр гелия в 5 раз дороже, чем водород, который к тому же является побочным продуктом при выделении кислорода. Но водород – взрывоопасный газ, тогда как гелий – инертный и не требует тех серьезных мер противопожарной безопасности, которые необходимы при работе с водородом.

— Вы сказали, что в ДКБА очень молодой коллектив, что в целом не характерно для российского авиапрома и ОПК. Что вы делаете для привлечения молодежи на производство? Есть какой-то секрет?

— Никакого секрета нет. В данном случае сошлись интересы двух сторон: меня как работодателя и молодых ребят, которые хотят получить работу и достойную зарплату. Мне нужно, чтобы контракт был выполнен качественно и в установленные сроки, а ребята хотят заработать. Поэтому они готовы и задерживаться по вечерам, и в случае необходимости поработать в выходные. В результате получают приличные зарплаты, некоторые даже в состоянии приобрести квартиру в Долгопрудном. В отделе кадров у нас стоит очередь, и не каждого, кто к нам приходит, мы берем к себе.

17 июня 2011 г. Виктору Николаевичу Голубятникову исполняется 50 лет.

Сердечно поздравляем с юбилеем, желаем здоровья, счастья и творческих успехов!

Коллектив ФГУП «ДКБА»

Коллектив ИД «Национальная оборона»


 

НОВОСТИ

На реализацию госзаказа в 2019 г. предусмотрено почти 1,5 трлн. рублей, заявил глава военного ведомства генерал армии Сергей Шойгу в ходе очередного заседания Коллегии Министерства обороны России.
Более 30 комплексов радиоэлектронного противодействия «Хибины-2» получили специалисты наземных служб для оснащения самолетов Су-34 авиационного полка Ленинградской армии ВВС и ПВО Западного военного округа, дислоцированного в Воронежской области.
Тактико-техническое задание на тяжелый ударный беспилотник «Скат» планируется утвердить в Министерстве обороны России до конца года, после чего начнутся опытно-конструкторские работы, заявил в интервью РИА «Новости» генеральный директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко.
В рамках учения по обеспечению комплексной безопасности объекта атомной энергетики, проходящего в Смоленской области, военнослужащими войск РХБ защиты был замаскирован объект Смоленской АЭС.
АО «Рособоронэкспорт» обсудило состояние и перспективы экспорта продукции военного назначения в ходе Петербургского международного экономического форума 2019 г.
В Архангельской области началось строительство производственно-логистического комплекса для нужд МО РФ, сообщил заместитель министра обороны России генерал армии Дмитрий Булгаков. По его словам, строительство планируется завершить в 2021 г.
В Свердловской и Челябинской областях специалисты РЭБ Центрального военного округа (ЦВО) впервые апробировали подавление воздушных средств с применением сразу трех наземных комплексов: «Красуха», «Житель» и «Борисоглебск».
В Ульяновске прошел пятый Открытый Корпоративный чемпионат ОАК по профессиональному мастерству в авиастроении по стандартам WorldSkills. Главный Кубок завоевала команда «Сухого».
В День России, 12 июня, работники Компании «Сухой» создали Аллею Авиаторов ОКБ Сухого.
Ижевский электромеханический завод «Купол» (входит в состав Концерна ВКО «Алмаз – Антей») представил на Международном военно-техническом форуме «Армия-2019» полномасштабный макет ЗРК семейства «Тор» на четырехосном колесном шасси производства Брянского автомобильного завода.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100