Мобильный комплекс обеспечения безопасности и мониторинга морских распределенных объектов

Создание современной инфраструктуры пунктов базирования (ПБ) сил флота и портов связано с решением ряда проблемных задач, среди которых особое место занимает обеспечение охраны и безопасности как непосредственно объектов ПБ, так и находящихся в его составе кораблей и судов.

Александр АЛЕКСАНДРОВ

Владимир ЧВАНОВ

Портовым объектам, в отличие от объектов на суше, свойственны ряд факторов, существенно усложняющих решение данных задач. К ним относятся: изрезанность береговой линии, наличие плавучих объектов, сложные метеорологические условия и холмистый рельеф местности, возможность возникновения угроз как с суши, так и со стороны акватории и пр. При этом традиционное возложение функций охраны и безопасности в ПБ только на береговые силы и средства может оказаться недостаточно эффективным и экономически не выгодным.

Среди приемлемых подходов к решению данных задач наиболее конструктивным представляется создание целевых мобильных плавучих комплексов (МК) безопасности и мониторинга. МК должен обладать возможностью контроля безопасности объектов ПБ, быстрого реагирования на нештатные ситуации, их локализации и ликвидации последствий. Для этого МК должен иметь соответствующее оборудование, осуществляющее сбор, обработку и отображение информации о состоянии безопасности контролируемых пространственно разнесенных объектов и поддержание связи с ними, а также с береговым пунктом управления (ПУ) системы безопасности ПБ и силами охраны водного района (ОВР). Иллюстративное представление взаимодействия МК с контролируемыми объектами и силами поддержки представлено на рис. 1.

Рис. 1 Иллюстративное представление взаимодействия МК с контролируемыми объектами и силами поддержки.

По сравнению с береговыми аналогами такие МК в условиях пунктов базирования или порта имеют ряд принципиальных преимуществ. К ним относятся:

– возможность реагирования по кратчайшему маршруту (сокращение времени реагирования, возможность локализации угрозы на ранней стадии ее проявления);

– оперативная смена мест дислокации с приближением к наиболее опасным направлениям проявления угроз;

– выполнение функций патрулирования в пределах ПБ;

– создание временных рубежей охраны и обороны вблизи особо важных объектов;

– возможность размещения судна/корабля в порту/ВМБ без жесткой привязки к портовым средствам, обеспечивающим необходимый уровень охраны и др.

Особо следует отметить повышение эффективности охраны и безопасности объектов благодаря МК в связи с усилением централизации данных функций, осуществляемых профильными штатными структурами ПБ/порта.

Ключевые функции МК возлагаются на программно-аппаратное оборудование сбора, обработки и отображения информации о состоянии безопасности контролируемых пространственно разнесенных объектов, получаемой с помощью сотовой и радиоканальной связи. Непосредственное получение информации о состоянии объектов осуществляется с помощью размещаемого на них периферийного оборудования безопасности и мониторинга (ПОБМ). В число такого оборудования входят специализированные телевизионные камеры, датчики состояния дверей и закрытий и пр. Оснащение МК комплексом связи позволит получать информацию с берега и от сил ОВР о возникновении угроз со стороны суши и акватории, а также оперативно привлекать силы внешней поддержки. Наличие на борту МК группы быстрого реагирования (ГБР) и быстроходных плавсредств, а также управляемых противопожарных лафетных стволов решит задачу своевременной локализации и ликвидации угроз.

Структурный облик МК представлен на рис. 2.

Рис. 2 Структурный облик МК.

Как видно, в состав контролируемых МК объектов могут входить их различные типы, а именно:

– объекты, оснащенные ПОБМ, согласуемым с приемно-контрольным оборудованием (ПКО) МК;

– объекты, оснащенные ПОБМ, не согласуемым с ПКО МК (оборудование сторонних производителей);

– объекты, не оснащенные ПОБМ.

Очевидно, что при этом возникают задачи обеспечения возможности сопряжения с ПКО МК ПОБМ сторонних производителей и оснащения ПОБМ не имеющих его объектов.

Решение данных задач, а также непосредственно построение основного оборудования самого МК, может быть выполнено на базе разработанных СКБ «Энергия» и поставляемых на корабли и суда ВМФ системы корабельного мониторинга (СКМ) и интегрированного комплекса технических средств охраны (ИК ТСО).

В частности, функции ЦПУ и ПКО ПК могут быть обеспечены штатными изделиями СКМ и ИК ТСО, в том числе БОИ, БУК, БУР. Взаимодействие с ПОБМ сторонних производителей достигается путём подключения дополнительных блоков ПКО из состава СКМ и ИК ТСО с использованием стандартных интерфейсов.

Оборудование периферийными средствами охраны и мониторинга не оснащенных ими объектов достигается с помощью размещения на них периферийных средств МК, в том числе, телевизионных камер, выполняющих функции обнаружения техногенных и антропогенных угроз, имеющих автономные источники питания и собственные средства передачи видео данных по беспроводным каналам связи.

Таким образом, создание МК безопасности и мониторинга и оснащение ими ПБ/портов качественно повысит уровень безопасности от техногенных и антропогенных угроз находящихся в них объектов. Имеющиеся в СКБ «Энергия» наработки позволят решить эту задачу без существенных финансовых затрат и в минимальные сроки.

СКБ «Энергия» филиал ОАО «Завод «Энергия»

197375, Россия, Санкт-Петербург,

ул. Маршала Новикова, 40

Тел./факс: +7 (812) 230-6718

skb_energia@mail.ru

Александр Михайлович АЛЕКСАНДРОВ – директор – главный конструктор СКБ «Энергия»

Владимир Павлович ЧВАНОВ – ведущий специалист СКБ «Энергия»


 

НОВОСТИ

На реализацию госзаказа в 2019 г. предусмотрено почти 1,5 трлн. рублей, заявил глава военного ведомства генерал армии Сергей Шойгу в ходе очередного заседания Коллегии Министерства обороны России.
Более 30 комплексов радиоэлектронного противодействия «Хибины-2» получили специалисты наземных служб для оснащения самолетов Су-34 авиационного полка Ленинградской армии ВВС и ПВО Западного военного округа, дислоцированного в Воронежской области.
Тактико-техническое задание на тяжелый ударный беспилотник «Скат» планируется утвердить в Министерстве обороны России до конца года, после чего начнутся опытно-конструкторские работы, заявил в интервью РИА «Новости» генеральный директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко.
В рамках учения по обеспечению комплексной безопасности объекта атомной энергетики, проходящего в Смоленской области, военнослужащими войск РХБ защиты был замаскирован объект Смоленской АЭС.
АО «Рособоронэкспорт» обсудило состояние и перспективы экспорта продукции военного назначения в ходе Петербургского международного экономического форума 2019 г.
В Архангельской области началось строительство производственно-логистического комплекса для нужд МО РФ, сообщил заместитель министра обороны России генерал армии Дмитрий Булгаков. По его словам, строительство планируется завершить в 2021 г.
В Свердловской и Челябинской областях специалисты РЭБ Центрального военного округа (ЦВО) впервые апробировали подавление воздушных средств с применением сразу трех наземных комплексов: «Красуха», «Житель» и «Борисоглебск».
В Ульяновске прошел пятый Открытый Корпоративный чемпионат ОАК по профессиональному мастерству в авиастроении по стандартам WorldSkills. Главный Кубок завоевала команда «Сухого».
В День России, 12 июня, работники Компании «Сухой» создали Аллею Авиаторов ОКБ Сухого.
Ижевский электромеханический завод «Купол» (входит в состав Концерна ВКО «Алмаз – Антей») представил на Международном военно-техническом форуме «Армия-2019» полномасштабный макет ЗРК семейства «Тор» на четырехосном колесном шасси производства Брянского автомобильного завода.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100