Скоростные глубоководные торпеды
ОАО «НИИ мортеплотехники» проводит техническое перевооружение и развитие опытного производства

Административное здание ОАО «НИИ мортеплотехники».

В связи с необходимостью разработки для ВМФ СССР новых дальноходных тепловых торпед и их энергосиловых установок в городе Ломоносове в 1948 г. был организован Научно-исследовательский институт морской теплотехники, который до 1991 г. являлся филиалом ЦНИИ «Гидроприбор» в составе НПО «Уран» Минсудпрома СССР. Институт не только успешно справился с поставленной задачей, но и в значительной степени расширил круг исследований, сформировался как специализированный научно-исследовательский и конструкторский центр, обладающий уникальным опытом, обширными базами данных и специализированным оборудованием. Высококвалифицированные специалисты института выполняли весь комплекс работ по созданию тепловых торпед и их пропульсивных комплексов – от научных исследований до сдачи образцов заказчику.

Владимир РУСАКОВ

На основе обобщения отечественного и зарубежного опыта, с участием ведущих оборонных предприятий, институтов науки, промышленности и ВМФ, в кратчайшие сроки уже в 1957-1965 гг. было создано и передано флоту семейство противокорабельных торпед 53-57, 53-61 и 53-65 с рекордными по тому времени показателями по скорости и дальности хода.

Владимир Владимирович РУСАКОВ – генеральный директор ОАО «НИИ мортеплотехники»

В 1970-1980 гг., в связи с появлением высокоскоростных глубоководных атомных подводных лодок, усилия специалистов института были направлены на создание нового поколения энергосиловых установок (ЭСУ), которые позволили бы, сохранив высокими скорость и дальность хода тепловых торпед, увеличить глубину их применения. Задача решалась путем проведения широких исследований по выбору и освоению перспективных жидких, твердых и пастообразных топлив, в том числе гидрореагирующих, использующих в качестве окислителя забортную морскую воду, а также путем создания и экспериментальных проверок глубоководных ЭСУ различных термодинамических циклов и разработки двигателей для них. Созданная в эти годы турбинная на твердом топливе ЭСУ полностью замкнутого по рабочему телу цикла для универсальной торпеды с большими глубинами хода не имеет аналогов в мировой практике, а схемно-конструктивные решения мощной турбинной ЭСУ на однокомпонентном топливе уникальны для подобного класса установок.

В 2008 г. при создании Концерна «Морское подводное оружие» ОАО «НИИ мортеплотехники» вошло в эту интегрированную структуру, а с 2015 г. в исполнение Указа президента Российской Федерации №167 от 31.03.2015г. включено в состав ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение».

Выполненные в последнее время исследования и опытно-конструкторские работы по ЭСУ с поршневыми двигателями внешнего сгорания с привлечением специализированных предприятий-соисполнителей в области гидродинамики, движителей, систем управления, самонаведения и телеуправления позволили создать базовую модель универсальной глубоководной самонаводящейся телеуправляемой торпеды, не уступающей по своим тактико-техническим характеристикам лучшим образцам торпедного оружия в мире. Торпеда предназначается для вооружения строящихся российских дизельных и атомных подводных лодок IV поколения и нового поколения российских надводных кораблей. Ее экспортный вариант – «Универсальная торпеда – УГСТ» пользуется заслуженным интересом на мировом рынке.

УГСТ предназначена для поражения надводных кораблей и подводных лодок. Торпеда УГСТ может выстреливаться из торпедных аппаратов калибра 533 мм (21”), размещаемых на ПЛ и НК. Базовая модификация торпеды длиной 7,2 м может быть включена в состав боекомплекта носителей с торпедными аппаратами российского стандарта. Совместимость бортовых систем торпеды с системами носителя производится путем программной настройки системного блока в процессе привязки к данному проекту корабля. Для размещения на некоторых модернизируемых носителях существуют решения с поставкой специального переходного пульта предстартовой подготовки для введения данных в торпеду перед стрельбой.

Практическая торпеда, используемая для обучения личного состава и подготовки флота, переоборудуется из боевой путем замены БЗО на практический отсек. Для обеспечения положительной плавучести практической торпеды может производиться неполная заправка топливного  резервуара.

Торпеда УГСТ.

Отличительной особенностью торпеды УГСТ является ее модульная конструкция, в связи с чем можно с полным правом говорить о целом семействе торпед УГСТ, обладающим многоуровневым потенциалом модифицируемости (от перепрограммирования аппаратуры базовой модели торпеды до замены в ней двигателя или резервуарного отделения), в результате чего появляется возможность оперативного комплексирования торпеды под требования, учитывающие конкретные особенности применения.

В институте создан поршневой двигатель для малогабаритной тепловой торпеды калибра 324 мм. По своим мощностным и глубоководным характеристикам двигатель соответствует мировым аналогам.

В рамках конверсионных работ созданы малогабаритные автоматизированные котельные установки (АМКУ) мощностью 0,8 и 3,0 МВт, которые, благодаря своим высоким удельным характеристикам, имеют хорошие перспективы на российском рынке котельного оборудования. Первые образцы АМКУ успешно используются для производства промышленного пара, горячей воды и отопления зданий в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге и других городах.

В настоящее время институт выполняет ряд ОКР по созданию перспективных образцов морского оружия по договорам с генеральным заказчиком и головными исполнителями. Проводится техническое перевооружение и развитие опытного производства, с 2013 г. ОАО «НИИ мортеплотехники» принимает участие в составе интегрированной структуры ОАО «Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор» в серийном производстве изделия 2534.

ОАО «НИИ мортеплотехники»

198412, Санкт-Петербург,

г. Ломоносов, ул. Черникова, 44

Тел.: +7 (812) 363-8000

Факс.: +7 (812) 363-8001

fmtt@mail.ru


 

НОВОСТИ

На реализацию госзаказа в 2019 г. предусмотрено почти 1,5 трлн. рублей, заявил глава военного ведомства генерал армии Сергей Шойгу в ходе очередного заседания Коллегии Министерства обороны России.
Более 30 комплексов радиоэлектронного противодействия «Хибины-2» получили специалисты наземных служб для оснащения самолетов Су-34 авиационного полка Ленинградской армии ВВС и ПВО Западного военного округа, дислоцированного в Воронежской области.
Тактико-техническое задание на тяжелый ударный беспилотник «Скат» планируется утвердить в Министерстве обороны России до конца года, после чего начнутся опытно-конструкторские работы, заявил в интервью РИА «Новости» генеральный директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко.
В рамках учения по обеспечению комплексной безопасности объекта атомной энергетики, проходящего в Смоленской области, военнослужащими войск РХБ защиты был замаскирован объект Смоленской АЭС.
АО «Рособоронэкспорт» обсудило состояние и перспективы экспорта продукции военного назначения в ходе Петербургского международного экономического форума 2019 г.
В Архангельской области началось строительство производственно-логистического комплекса для нужд МО РФ, сообщил заместитель министра обороны России генерал армии Дмитрий Булгаков. По его словам, строительство планируется завершить в 2021 г.
В Свердловской и Челябинской областях специалисты РЭБ Центрального военного округа (ЦВО) впервые апробировали подавление воздушных средств с применением сразу трех наземных комплексов: «Красуха», «Житель» и «Борисоглебск».
В Ульяновске прошел пятый Открытый Корпоративный чемпионат ОАК по профессиональному мастерству в авиастроении по стандартам WorldSkills. Главный Кубок завоевала команда «Сухого».
В День России, 12 июня, работники Компании «Сухой» создали Аллею Авиаторов ОКБ Сухого.
Ижевский электромеханический завод «Купол» (входит в состав Концерна ВКО «Алмаз – Антей») представил на Международном военно-техническом форуме «Армия-2019» полномасштабный макет ЗРК семейства «Тор» на четырехосном колесном шасси производства Брянского автомобильного завода.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100