Корветы Северного ПКБ: классика и современность
Корветы Северного ПКБ имеют большой потенциал для оптимизации под конкретные требования заказчика

Многоцелевой корвет проекта 22500.

Многочисленные исследования ВМС различных государств и анализ продукции ведущих мировых компаний в области кораблестроения на международных военно-морских выставках свидетельствуют о растущем спросе на корабли класса «корвет». Из-за широкого круга задач, которые способны решать корветы, а также из-за сравнительно низкой цены многие страны мира реализуют программы по модернизации своих военных флотов, формируя их основу из кораблей данного класса.

Северное ПКБ прекрасно осведомлено о потребностях рынка. Особое внимание бюро уделяет разработке проектов многоцелевых малозаметных корветов различного водоизмещения. Помимо архитектуры корпуса и надстроек имеются и другие особенности корветов разработки СПКБ, благодаря которым общая их заметность существенно уменьшается. Например, дальность обнаружения снижается в 1,4-1,6 раза. Помимо этого корветы Северного ПКБ имеют отличные возможности использовать средства радиоэлектронной борьбы, что увеличивает защищенность корабля от поражения противокорабельными ракетами с радиолокационными головками самонаведения.

Основу линейки корветов Северного ПКБ составляют корвет проекта 22500 полным водоизмещением 1350 т и корвет проекта 22160 полным водоизмещением 1800 т. Основным преимуществом обоих проектов перед зарубежными конкурентами является их мощное универсальное вооружение, высокая скорость хода и возможность приема на борт и обслуживания вертолета или БЛА вертолетного типа. С учетом малой заметности, относительно небольшого водоизмещения и значительной вооруженности корветы Северного ПКБ, безусловно, превосходят зарубежные аналоги. Их сравнительные характеристики приведены в таблицах 1 и 2.

Патрульный корабль (корвет) проекта 22160.

Корвет проекта 22500 представляет собой многоцелевой корабль, способный выполнять самые разные задачи. Он может осуществлять поиск и уничтожение подводных лодок, в том числе и малоразмерных, охранять корабли и суда на переходе морем от надводных кораблей, подводных лодок и средств воздушного нападения, а также осуществлять огневую поддержку десанта. В мирное время корвет проекта 22500 может использоваться для несения патрульной службы по охране водного района, вести патрулирование в 200-мильной исключительной экономической зоне и пресекать контрабандную и пиратскую деятельность.

Корвет проекта 22160 имеет большее водоизмещение. При его создании был учтен опыт проектирования и эксплуатации подобных кораблей как в российском ВМФ, так и за рубежом. Основная цель проекта 22160 была сформулирована так: корабль должен быть недорогим в строительстве и эксплуатации, при этом он должен обладать высокой эффективностью и мореходностью, а также способностью решать широкий спектр задач патрульной, противопиратской и природоохранной деятельности. Корабль должен действовать в исключительной экономической зоне, в открытых акваториях морей и океанов, осуществлять поиск и помощь пострадавшим при морских катастрофах, а также производить экологический мониторинг окружающей среды. Особенностью данного корабля является два углубления в палубе для двух 40-футовых контейнеров, в которых можно модульно разместить самые разные системы: от ракетных комплексов до лазарета, подключив их к системе управления корвета.

Оба представленных корвета Северного ПКБ могут быть оснащены универсальным ракетным комплексом «Калибр-НКЭ» с тактическими, противокорабельными и противолодочными ракетами. Этот комплекс прекрасно зарекомендовал себя при выполнения боевой задачи в Сирии сторожевым кораблем «Адмирал Григорович», также спроектированным Северным ПКБ.

Многоцелевой корвет проекта 22500 с универсальным комплексом «Калибр-НКЭ».

Для поражения средств воздушного нападения предполагается установка ЗРАК типа «Панцирь» или «Пальма», либо ЗРК типа «Штиль-1». Для стрельбы по надводным, береговым и воздушным целям в зависимости от пожеланий заказчика могут быть установленные российские или зарубежные артиллерийские комплексы калибра от 57 до 100 мм. Для борьбы с подводными целями корветы могут оснащаться торпедными аппаратами калибра 324 мм комплекса «Пакет-Э/НК» и/или реактивной бомбометной установкой РБУ-6000. Также могут устанавливаться комплекс ПДСС, включающий опускаемую ГАС и автоматический гранатомет, два пулемета калибра 12,7 мм, трехкоординатная РЛС обнаружения надводных и воздушных целей, выдвижная гидроакустическая станция для обнаружения малоразмерных целей, таких как мини-подводные лодки, средства доставки боевых пловцов, донные мины, в том числе и на мелководье, интегрированная мостиковая система, автоматический комплекс связи и прочее.

Корветы Северного ПКБ имеют малозаметный корпус типа «модифицированное глубокое V» с одноостровной надстройкой и закрытой швартовкой, оптимизированный для длительного движения с высокими скоростями на развитом волнении. Корпус и надстройка выполнены из стали без использования легких сплавов. Обводы без двойной погиби, что упрощает и удешевляет строительство и ремонт. Ходовая рубка имеет защиту от пуль и осколков.

Главная энергетическая установка по желанию заказчика может быть выполнена в различных вариантах. Предлагается использовать комбинированную дизельную или дизель-газотурбинную установки (в зависимости от требований к скорости полного и патрульного ходов) c совместной работой на полном ходу всех двигателей или возможность установки электродвигателей для движения на патрульных ходах. Корветы Северного ПКБ имеют современный движительный комплекс с двумя винтами регулируемого шага. Эта схема обеспечивает топливную экономичность на всех ходовых режимах в сочетании с высокими маневренными характеристиками при малом времени реверса (менее 60 секунд). Применение высокоресурсных современных дизелей позволяет получить высокую скорость хода и топливную экономичность на крейсерских ходах, а применение электромоторов – сохранить ресурс дизелей на невыгодных для них режимах длительного движения на малых и сверхмалых ходах. В варианте с ГТД скорость полного хода может достигать 30 узлов. Конфигурация ГЭУ позволяет осуществлять работу любого из двигателей попеременно или совместно, в любом сочетании на любой из двух гребных винтов, что повышает как живучесть, так и экономичность ГЭУ. Дальность плавания корвета проекта 22500 составляет 4000 миль, а 22160 – 6000 миль, с автономностью по запасу провизии 20 суток и 60 суток соответственно.

Особенно актуально сочетание высокой скорости хода, малого водоизмещения и низкой заметности для кораблей флотов тех государств, предполагаемый ТВД которых имеет изрезанную береговую линию и большое количество островов. Например – страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Для расширения круга решаемых задач корветы Северного ПКБ оборудованы взлетно-посадочной площадкой, способной принимать вертолеты массой до 12 т и беспилотные летательные аппараты. На корвете проекта 22500 предполагается кратковременное базирование и запас авиационного топлива около 8 т, а на корвете 22160 – постоянное базирование со стационарным ангаром, системой транспортировки вертолета и около 20 т авиатоплива. Авиационный комплекс корветов способен эффективно функционировать днем и ночью при волнении моря до 4-5 баллов.

Корвет проекта 22160 с усиленным составом крылатых ракет.

Традиционно корабли Северного ПКБ отличаются хорошей обитаемостью личного состава. Экипаж размещается в соответствии с современными стандартами в одно-, двух- и четырехместных каютах с санузлами и кубриках с двухъярусными кроватями. Численность экипажей кораблей оптимизирована с учетом внедрения современных средств автоматизации и составляет от 34 до 42 человек, в зависимости от проекта. Также предусматриваются дополнительные места (до 40) для летного состава, досмотровых групп и личного состава морской пехоты.

Корветы Северного ПКБ имеют большой потенциал для их дооснащения необходимыми средствами в особый период, а также для оптимизации под конкретные требования заказчика. Их высокий модернизационный потенциал позволяет варьировать состав вооружения в процессе серийного строительства и создавать на единой платформе корабли различного назначения в зависимости от поставленных задач и потребностей рынка. Особо стоит отметить, что на все представленные Северным ПКБ проекты корветов возможна установка комплексов вооружения и комплектующего оборудования как российского, так и иностранного производства.

www.severnoe.com


 

НОВОСТИ

На Судостроительной фирме «Алмаз» в Санкт-Петербурге состоялась закладка сразу трех кораблей для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ.
Зеленодольский завод им. А.М. Горького отправил на Балтику очередной противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок» разработки нижегородского КБ «Вымпел».
Завершены испытания нормобарических скафандров разработки компании «Дайвтехносервис», создающих водолазу на большой глубине атмосферные «земные» условия.
Производственный цех нижегородского ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева спустил на воду и начал испытания рабоче-разъездного катера 21770 «Катран» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Городецкая Судоремонтно-судостроительная корпорация (ССК) из Городца Нижегородской области передала Северному флоту плавучий тяжелый железобетонный причал ПЖТ-86 проекта 16181.
На Ленинградском судостроительном заводе «Пелла» спущен на воду рейдовый буксир РБ-393 проекта 90600, построенный для Военно-морского флота РФ.
Тихоокеанский флот получил гидроакустические приборы для защиты кораблей, подводных лодок и морских баз от торпед и субмарин противника.
На рыбинском судостроительном заводе «Вымпел» спущен на воду головной малый гидрографический катер проекта 21961 разработки нижегородского КБ «Вымпел».
Министерство обороны РФ заказало 55 гидроакустических комплексов (ГК) «Кряква» для ВМФ РФ.
Рыбинский судостроительный завод «Вымпел» спустил на воду второй, третий и четвертый патрульные катера проекта 12150 «Мангуст» разработки ЦМКБ «Алмаз» программы 2017 года.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100