Фронтовые авиационные приборы и их создатели
В этом году Орденов Ленина и Трудового Красного Знамени Государственный научно-исследовательский институт приборостроения отмечает свой 85-летний юбилей

Сборка тахометра электрического ТЭ-22 по документации НИСО на заводе №230. 1942 г.

Владимир МЕДВЕДЕВ

Стремительное развитие авиационной промышленности в предвоенные годы и, особенно, во время Великой Отечественной войны, успешная работа крупных научных центров в области самолетостроения, авиационного моторостроения, авиационных материалов и ряда других (ЦАГИ, ЦИАМ, НИАТ, ВИАМ и др.) потребовали создания в Наркомате авиационной промышленности СССР (НКАП) научно-исследовательского центра по всему комплексу самолетного оборудования. С этой целью в 1942 г. принято постановление Правительства СССР о формировании на базе НИИ-12 научного центра по разработке самолетного оборудования – Научно-исследовательского института самолетного оборудования (НИСО) с его прямым подчинением 7 Главному управлению по опытному строительству.

Организатором и первым начальником НИСО был назначен крупный специалист в области авиационного оборудования, генерал-майор инженерно-авиационной службы Николай Иванович Петров (1898-1951 гг.).

К тому времени Петров Н.И. проявил себя как один из организаторов и научных руководителей исследовательских работ в области системных подходов к созданию самолетного оборудования. В годы Великой Отечественной войны Петров Н.И. непосредственно руководил созданием, освоением производства новых образцов самолетного оборудования и доработками самолетов в ВВС. Петров Н.И. лично организовал важнейшую работу по улучшению радиосвязи истребительной и штурмовой авиации непосредственно в боевых частях ВВС, что сыграло огромную роль в успешных действиях наших войск.

Владимир Михайлович МЕДВЕДЕВ – генеральный директор АО «ГосНИИП». Окончил Военную Академию имени Ф.Э. Дзержинского, кандидат технических наук, член-корреспондент Академии военных наук. Заведующий базовой кафедрой «Технические средства систем управления и контроля летательных аппаратов» МАИ. Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники.

Начальник Института Петров Н.И. и его заместитель Рязанцев Николай Дмитриевич проявили высокие организаторские способности при создании научного коллектива и научных школ. В Институт в разные годы были привлечены высококвалифицированные кадры, в том числе будущие основоположники авиационных научных школ: Бромберг П.В. – выдающийся ученый и педагог в области теории автоматического управления, гироскопической техники и инерциальных систем навигации; Быков Ю.С. – впервые в мире заложил теоретические основы помехоустойчивости авиационной радиосвязи, положил начало новой области техники – самолетной радиоакустики, в будущем первый главный конструктор систем радиосвязи с пилотируемыми космическими кораблями; Гольдфарб Н.И. – известный физик и радиотехник, в будущем один из основателей и руководитель кафедры общей физики в МИФИ; Даревский С.Г. – создатель уникальных авиационных приборов и оборудования кабин пилотов, в будущем соратник С.П. Королева, первый главный конструктор системы отображения информации пилотируемых космических аппаратов, главный конструктор КБ по разработке тренажеров для подготовки космонавтов; Ильин В.А. – крупный специалист и один из основоположников в области радионавигации; Иориш Ю.И. – крупный ученый в области теоретической и прикладной механики, теории колебаний, создатель научного направления по вибропрочности и виброустойчивости авиаприборов; Качкачьян М.М. – выдающийся авиаконструктор, соратник А.Н. Туполева, один из создателей гиромагнитного компаса; Коренев Г.В. – ученый-механик, крупнейший специалист в области аэронавигации, профессор, доктор физико-математических наук, основатель механики целенаправленного движения; Левин Г.А. – один из выдающихся деятелей отечественной высшей школы в области радиотехники, создатель первой в нашей стране радиовещательной станции; Летов А.М. – выдающийся ученый в области теории управления; Лосяков С.Н. – один из основоположников радиосвязи и теории информации, крупный специалист по радиоприемным устройствам, заложил основы подготовки в нашей стране инженеров по специальностям Радиотехника и Конструирование и производство радиоаппаратуры; Мамонкин И.Г. – автор фундаментальных научно-исследовательских трудов по влиянию самолетных шумов на качество радиосвязи, положил основу новой технической области самолетной электроакустики; Ниренберг Р.Г. – выдающийся специалист в области приборостроения, связи, акустических систем самонаведения, разработчик систем управления самолетами по радио, создатель первого отечественного автопилота АП-1; Пельпор Д.С. – известный ученый в сфере разработки систем автоматического управления, гироскопической стабилизации и навигации; Ремезов Г.В. – крупный специалист-экспериментатор по испытанию новых образцов самолетного оборудования, в будущем один из создателей уникальной научно-конструкторской вертолетной школы Миля; Рязанцев Н.Д. – профессор, доктор технических наук, видный организатор работ в области автоматизации управления самолетами истребительной авиации, главный конструктор АСУ ИА «Горизонт», руководитель работ по созданию элементов системы управления беспилотного самолета «Як-9В»; Смирнов В.И. – известный ученый, организатор промышленности, один из выдающихся разработчиков самолетных радиосистем и радиокомплексов; Тихменев С.С. – ученый в области механики, один из основоположников отечественной научной школы теории и практики авиационных аэрометрических, гироскопических приборов и прецизионных приборов точной механики, участник создания первого отечественного автопилота; Цыпкин Я.З. – ведущий ученый в области теории автоматического регулирования; Чистяков Н.И. – один из крупнейших отечественных ученых в области радиосвязи, видный специалист в области дистанционных передач и приборов, применяемых в авиации и многие другие талантливые инженеры и ученые, начинавшие свою деятельность в НИСО и заложившие основы развития в нашей стране различных отраслей науки и промышленности.

Институт оснащался необходимым современным исследовательским, испытательным и производственным оборудованием, в том числе полученным по ленд-лизу. Н.И. Петров заложил фундамент, на котором создавалось научно-исследовательское учреждение, обеспечившее превосходство в области авиационного оборудования самолетов Главных конструкторов С.В. Ильюшина, А.С. Яковлева, С.А. Лавочкина, В.М. Петлякова, А.И. Микояна, А.Н. Туполева над немецкими. Наши прибористы, совместно с мотористами и вооруженцами смогли выполнить сложнейшую задачу – организовать серийное производство самолетов различных типов, зачастую превосходящих по некоторым боевым характеристикам авиацию противника.

Одновременно было организовано изучение лучших образцов самолетного оборудования поступавших от союзников: самолетных радиостанций, радиоальтиметров, гиромагнитных компасов, противообледенительных устройств, кислородных приборов. Несмотря на огромный объем работ, в короткие сроки был выполнен приказ НКАП о подготовке полученной при непосредственном участии Петрова Н.И. ленд-лизовской американской радиоаппаратуры к установке на отечественные серийные самолеты. Специалисты НИСО принимали активное участие в создании самолетного оборудования для тяжелого бомбардировщика «Ту-4». Эта сложнейшая техническая задача, связанная с решением большого количества совершенно новых вопросов для нашей промышленности, так же была успешно решена авиаприборостроителями.

Для проведения летных экспериментов с бортовым оборудованием была организована собственная летно-испытательная станция (ЛИС), оснащенная самолетами различных типов. Непосредственным создателем и руководителем ЛИС стал боевой летчик, командир авиаполка 3-й Воздушной армии, Е.А. Пархоменко, сын легендарного командира Красной Армии, Героя Гражданской войны Александра Пархоменко. Пилотирование самолетов осуществляла группа лучших летчиков, в состав которой входил и летчик-испытатель, Дважды Герой Советского Союза Г.М. Паршин.

В предвоенные годы и годы Великой Отечественной войны Институтом был создан целый ряд пилотажно-навигационных приборов (дистанционных магнитных компасов, гирокомпасов, различных электрогироприборов, метеорографов, приборов метеорологической разведки, приборов автоматики, электрических автопилотов), приемо-передающих радиоустройств и других авиационных приборов (тахометров, манометров, вариометров, различных специальных сигнализаторов и указателей), которые внедрялись в авиационных частях непосредственно в боевых условиях. Например, занимаясь вопросами улучшения самолетной радиосвязи, сотрудники Института, в составе фронтовых бригад, выезжали в действующие авиаполки, для консультаций, обучения летчиков и техников, устранения поломок и нахождения конструктивных решений прямо на боевых машинах.

По мере расширения объема и повышения значимости проводимых в НИСО научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ усиливался и научный потенциал коллектива Института. В годы войны было выполнено более 200 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а созданные 63 образца авиаприборов были приняты на вооружение и внедрены в серийное производство промышленностью, среди них: радиополукомпас РПК-10; модернизированный тахометр ТЭ-22, авторегулятор АРТ-41; авиагоризонт с электрокоррекцией; дистанционный магнитный компас с новой оригинальной системой «Магнесин»; универсальный электрический изодромный регулятор температуры для моторов воздушного и водяного охлаждения; прибор для замера истинной скорости полета – трубка «ПИТО-НИСО»; антенная удлинительная катушка НИСО, позволившая значительно увеличить дальность действия самолетного радиопередатчика РСИ-3; УКВ-станция внутриэскадрильной связи; однопроводная система электрооборудования самолетов; приборы и автоматы для первых реактивных самолетов и реактивных двигателей (например, пирометр для измерения температур газов воздушно-реактивного двигателя до 1800°С, расходомеры горючего и мн. др.); приборное оснащение первых отечественных самолетов-снарядов; оборудование герметических кабин и кислородного питания высотных самолетов; электротермические антиобледенители; приборы для фотоконтроля результатов бомбометания и многие другие уникальные изделия и системы, впервые разработанные в нашей стране специалистами НИСО.

Опыт научно-исследовательской, конструкторской и производственной деятельности Института в предвоенные и военные годы показал, что только совместное формирование производственно-конструкторской (институтской) базы, и собственных научных школ, опыт которых впоследствии был распространен на предприятиях авиаприборостроения, позволили в полной мере мобилизовать имеющиеся в стране ресурсы во имя победы над врагом, а также обеспечить безопасность на многие послевоенные десятилетия.

Ныне АО «ГосНИИП» (входит в АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей») выполняет научно-исследовательские и опытно конструкторские работы по заказам Министерства обороны. Мы видим в числе главных задач Института – не только сохранить компетенции и научные школы, но и формировать новые, позволяющие реагировать на вызовы и угрозы современности.

Судьба Института сложилась из судеб тысяч специалистов, вложивших в его становление и развитие свой труд, талант и знания. Его история интересна, наполнена динамикой развития и каждый прожитый коллективом Института день – это еще один шаг вперед, шаг в будущее, где нас ждет большая и интересная работа.

АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей»

121471, Москва, ул. Верейская, 41

Тел.: (495) 276-29-65

Факс: (495) 276-29-69

antey@almaz-antey.ru

www.almaz-antey.ru

 

АО «ГосНИИП»

Россия, 129226, г. Москва, проспект Мира, д.125

Тел.: (499) 181-16-38, (495) 981-56-30

Факс: (499) 181-33-70

сorund@gosniip.ru


 

НОВОСТИ

Экипажи истребителей Су-30М2 и бомбардировщика Су-34 смешанной авиадивизии армии ВВС и ПВО Южного военного округа впервые отработали конвейерную посадку самолетов на автомобильную дорогу в Ростовской области в рамках летного тактического учения (ЛТУ).
Торжественные мероприятия, посвященные 30-летию принятия на вооружение реактивной системы залпового «Смерч», состоялись на тульском НПО «СПЛАВ», входящем в Концерн «Техмаш».
В небе над Камчаткой летчики-истребители провели воздушный бой на сверхзвуковых скоростях в стратосфере.
Министерство обороны России приняло на вооружение новые автоматы калибром 5,45 мм – АК-12 и АЕК-971, а также калибром 7,62 мм – АК-15 и АЕК-973, сообщила газета МО РФ «Красная звезда».
Бюджет Министерства обороны России на 2018 год не будет подвергнут секвестру, сообщил Департамент информации и массовых коммуникаций МО РФ.
Росгвардия в скором времени получит новую боевую экипировку «Витязь», сообщил начальник инженерного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации генерал-лейтенант Александр Заровнятных.
?В Москве состоялась презентация книги члена Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы, профессора Стэнфордского университета и экс-министра обороны США Уильяма Перри «Мой путь по краю ядерной бездны».
Производственные мощности под строительство перспективных образцов военной техники готовит «Севмаш». В Объединенную судостроительную корпорацию и Минпромторг направлены соответствующие предложения для включения их в проект Государственной программы развития оборонно-промышленного комплекса на 2018-2027 гг.
26 января генеральному директору Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борису Обносову исполнилось 65 лет Уважаемый Борис Викторович!
По информации ТАСС, завершаются испытания танка Т-90М разработки корпорации «Уралвагонзавод», в ближайшие месяцы ожидается принятие машины на вооружение и поставка в войска первого батальонного комплекта новой модификации ОБТ Т-90.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100