Композитная «аннушка» пойдет в серию в Улан-Удэ
Новый самолет для местных авиалиний появился в России спустя ровно 70 лет после создания Ан-2

В рамках Российского инвестиционного форума, проходившего в середине  февраля в Сочи, Министерство транспорта, Министерство промышленности и торговли РФ, Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия и АО «Вертолеты России» подписали соглашения об организации местных воздушных линий в регионах России и разворачивании производства самолетов ТВС-2ДТС.

Илья КЕДРОВ

Изготовление новых полностью композитных самолетов, разработанных в Сибирском научно-исследовательском институте авиации им. С.А. Чаплыгина, будет осуществляться на Улан-Удэнском авиационном заводе (У-УАЗ, входит в состав холдинга «Вертолеты России»). Освоение сборки ТВС-2ДТС в Улан-Уде должно начаться в 2019 г. Авиакомпанию-эксплуатанта планируется создать на базе якутского перевозчика «Полярные авиалинии» – в настоящее время эта АК остается одной из немногих, продолжающих эксплуатировать рабочую лошадку советских местных авиалиний –  Ан-2 и  его вариант с турбовальным двигателем Ан-3. По информации Минтранса Якутии такой выбор обусловлен также большим опытом авиакомпании «Полярные авиалинии» по выполнению полетов по местным маршрутам, а также обширной сетью аэродромов республики – здесь имеется более 120 посадочных площадок и 32 аэропорта. С получением новых самолетов «Полярные авиалинии» должны расширить свою маршрутную сеть на Байкальский регион, Северо-Восточную Сибирь и Дальний Восток.

Генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский в конце февраля 2018 г. заявил: «Мы планируем начать сертификацию самолета ТВС-2ДТС в 2019 году, для этих целей первые два опытных образца будут созданы на базе разработчика проекта – СибНИА. С 2020 года к испытаниям смогут подключиться опытные образцы, собранные на Улан-Удэнском авиационном заводе, и к 2021 году мы рассчитываем получить сертификат и запустить серийное производство самолета».

В 2021-2025 гг. У-УАЗ поставит АК «Полярные авиалинии» 200 новых машин. Соответствующий долгосрочный контракт обе компании подписали в начале апреля 2018 г. Накануне этого события в СибНИА было проведено совещание по вопросам подготовки и оформления необходимой документации для начала серийного производства новых машин.

Кабина самолета ТВС-2ДТС – «стеклянная», в соответствии со всеми стандартами современной, в том числе и «большой», авиации.

Минпромторг должен решить вопрос финансовой поддержки для завершения опытно-конструкторских работ по ТВС-2ДТС, сертификации самолета и обеспечить другие возможные меры государственной поддержки с целью организации серийного производства. Как ранее заявлял министр промышленности и торговли Денис Мантуров, «фактически региональную авиацию приходится создавать заново. Государство готово субсидировать производителям воздушных судов для местных перевозок часть затрат на их сертификацию, а также на реализацию проектов по подготовке и сертификации производства. В бюджете на это предусмотрено 220 млн. рублей на 2018 год и по 230 млн. на 2019 и 2020 годы». Он отметил также, что необходимо решить вопрос правовой базы, регламентирующей эксплуатацию малой авиации.

Генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский, комментируя подписание контракта на производство ТВС-2ДТС между У-УАЗ и АК «Полярные авиалинии» отметил: «Другая важная задача – привлечь возможности Минтранса России и местных властей для создания и развития механизмов субсидирования региональных авиаперевозок».

Легкий многоцелевой самолет ТВС-2ДТС призван заменить Ан-2. Машина имеет цельнокомпозитную конструкцию: из композиционных материалов сделаны и обшивка, и силовой набор фюзеляжа и крыльев. ТВС-2ДТС, как и предшественник, – биплан, однако аэродинамическая схема полностью осовременена. Фактически ТВС-2ДТС – полутораплан с винглет-коробкой. За счет применения современных материалов, отказа от стоек крыла как отдельного элемента конструкции и расчалок аэродинамические характеристики новой машины значительно выше, чем у Ан-2.

Применение бипланной аэродинамической схемы на Ан-2, созданном в 1947 г., когда авиация во всем мире уже вовсю переходила на реактивные технологии, может показаться анахронизмом. Однако такая конструкция позволила добиться очень высоких взлетно-посадочных характеристик. В частности, за счет развитой механизации крыла Ан-2 может заходить на посадку в режиме парашютирования, с минимальной скоростью, эффективность рулей и элеронов сохраняется вплоть до скорости 40-45 км/ч. В ходе Госиспытаний, проводившихся в 1947 г.,  у многих специалистов НИИ ГВФ сложилось мнение, что этот самолет вообще не боится потери скорости и не может сорваться в штопор. После проведения специальных исследований выяснилось, что биплан специально все-таки можно «загнать» в этот критический режим полета, но срыв происходит из такого маловероятного положения, в которое тяжело попасть как в обычных, так и необычных условиях эксплуатации. Поэтому сохранение у однодвигательного ТВС-2ДТС бипланной схемы вполне оправдано с точки зрения обеспечения безопасности пассажирских перевозок. 

Еще не ясно, какое название получит наследник «аннушки» после старта серийного производства. Слово «Legend» на прототипе – пока только заявка на успех. Имя «легенда», как у Ан-2, новой машине еще предстоит заслужить.

ТВС-2ДТС оснащен современным комплексом авионики, благодаря которому он может эксплуатироваться в любое время суток и в любую погоду. Среди преимуществ воздушного судна – способность выполнять полеты с грунтовых аэродромов и неподготовленных площадок. Для эксплуатации зимой и с воды предусматриваются лыжное шасси и поплавковая версия. Крейсерская скорость ТВС-2ДТС составляет 350 км/ч, грузоподъемность – до 3,5 тонн, максимальная дальность полета – 4500 км, с полной загрузкой – 1200 км.  Самолет оснащен турбовинтовым двигателем Honeywell TPE331-12UAN взлетной мощностью 1100 л.с. Как заявлял директор СибНИА Владимир Барсук, как и предшественник Ан-2, ТВС-2ДТС отличается той же простотой обслуживания и доступностью для летчиков средней квалификации – пилот, летающий на Ан-2, может без какой-либо переподготовки пересесть на композитную машину, поскольку никаких отличий в поведении самолетов на взлете и посадке нет. Самолет может эксплуатироваться в северных широтах, его конструкция предполагает возможность безангарного хранения.

На борту ТВС-2ДТС в том виде, в котором он летает сейчас, могут разместиться 16-19 пассажиров. Однако на местных авиалиниях он будет использоваться в первую очередь в грузопассажирском варианте. Как говорил Владимир Барсук в интервью ТАСС, «я думаю, что пассажиропоток на местных воздушных линиях существенно сократится в связи с развитием информационных технологий. А вот грузопоток, напротив, увеличится. Если раньше было 80% пассажиров и 20% грузов, то сегодня 70% – это груз и только 30% – пассажиры. Преимущества нового легкого самолета в том, что он может из большого города забрать две тонны груза и увезти на расстояние 2,5 тыс. км, произвести посадку на необорудованную площадку или грунтовую полосу, разгрузиться и забрать людей, которым требуется попасть в районный центр».

Первый полет ТВС-2ДТС состоялся 10 июля 2017 г. Самолет поднял в небо экипаж в составе директора СибНИА Владимира Барсука и Игоря Мосейкина, руководителя авиационного сертификационного центра института. А уже 16 июля Владимир Барсук выполнил на новой машине самостоятельный беспосадочный перелет в Жуковский для участия в авиакосмическом салоне МАКС-2017. Расстояние от Новосибирска, где располагается СибНИА, до Москвы – около 3 тыс. км, которые самолет преодолел за 11 часов 20 минут. При этом, по словам Владимира Барсука, в баках, изначально заполненных не полностью, осталось 800 литров топлива, которого хватило бы еще на шесть часов полета. Всего же ТВС-2ДТС может находиться в воздухе до 25 часов.

Интересно отметить, что 70 лет назад, в октябре 1947 г., новый самолет СХ-1, позже ставший называться Ан-2, из Новосибирска, где тогда располагалось ОКБ Олега Антонова, в Москву для проведения Госиспытаний  также перегоняли своим ходом. Но тот полет выполнялся с четырьмя промежуточными посадками.


 

НОВОСТИ

На государственном испытательном космодроме «Плесецк» 30 марта проведены очередные бросковые испытания новой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты тяжелого класса «Сармат».
Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина (ПАО «Ил») обсуждает c Минобороны России возможность глубокой модернизации бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на всем парке тяжелых военно-транспортных самолетов (ВТС) Ан-124 «Руслан» ВКС РФ, сообщил РИА «Новости» вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации по транспортной авиации, гендиректор ПАО «Ил» Алексей Рогозин.
Военнослужащие зенитной ракетной части 11-й Краснознаменной армии Восточного военного округа (ВВО) получили на вооружение новую зенитную ракетную систему С-400.
В ходе итогового заседания Государственной комиссии по двигателю АЛ-41Ф-1 ПАО «ОДК-УМПО» был торжественно вручен акт о завершении Государственных стендовых испытаний опытного двигателя.
На вооружение мотострелкового соединения общевойсковой армии Восточного военного округа (ВВО), дислоцированного в Амурской области, поступил мобильный комплекс радиоэлектронной борьбы «Житель» (Р-330Ж).
Министерство обороны России намерено закупить более 100 легких транспортных самолетов Ил-112В, заявил замглавы военного ведомства Юрий Борисов в ходе посещения Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО).
В рамках реализации программы перевооружения войск Южного военного округа (ЮВО) мотострелковое соединение 58-й общевойсковой армии, дислоцированное в Дагестане, получило первую партию боевых машин пехоты БМП-3 нового выпуска.
Конструкторское бюро «ВР-Технологии» холдинга «Вертолеты России» приступило к стендовым испытаниям основных систем и агрегатов беспилотного вертолета VRT300. Летные испытания аппарата должны начаться в конце 2018 г.
На полигоне Сары-Шаган (Республика Казахстан) боевым расчетом войск противовоздушной и противоракетной обороны ВКС РФ 31 марта успешно проведен очередной испытательный пуск новой модернизированной ракеты российской системы противоракетной обороны (ПРО).
Порядок управления войсками в ходе непрерывного огневого поражения объектов и живой силы условного противника был отработан в ходе трехдневной командно-штабной тренировки (КШТ), проведенной под руководством командующего войсками Южного военного округа (ЮВО) генерал-полковника Александра Дворникова. В ней были задействованы управления штаба округа и подчиненных объединений, командный состав соединений ЮВО, 4 тыс. военнослужащих и около 1 тыс. единиц военной техники.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100