Энергия Радия
Главному конструктору СПМБМ «Малахит» Радию Анатольевичу Шмакову – 80 лет


Можно позавидовать Радию Анатольевичу Шмакову, его неиссякаемому оптимизму и энергии. Родители, безусловно, угадали с именем сыну. Кажется, ему удалось немыслимое – «отщипнуть» часть мощной энергии ядерных реакторов подводных атомоходов, проектированием которых он занимается всю жизнь. Жизнелюбие и творческий напор Шмакова завораживают и заставляют других людей настраиваться на волну созидания.

Александр МОЗГОВОЙ

 

В 1954 г. в СКБ-143 (ныне Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит») появился 23-летний конструктор Радий Шмаков, только что с отличием окончивший ленинградскую «корабелку». В этом бюро под руководством В.Н. Перегудова тогда велась работа по проектированию невиданного корабля – первой отечественной атомной подводной лодки проекта 627. Шмакову довелось принять участие в первом выходе АПЛ К-3, позже получившей название «Ленинский комсомол», в Белое море. Он руководил вывеской и кренованием субмарины. Много суток провел под водой молодой инженер на борту этой АПЛ во время испытаний и опытной эксплуатации.

Радий Анатольевич Шмаков.

Потом началось строительство серийных атомоходов данного типа по улучшенному проекту 627А. Все расчеты по теории корабля (статика, погружение и всплытие, непотопляемость), инструкции на стадиях технического и рабочего проектирования подписаны рукой Радия Анатольевича как начальника сектора проектного отдела СКБ-143.

Он принимал активное участие в создании атомных подводных лодок проектов 645, 661, 705, 705К, 671, 671РТ и 671РТМ. Все это уникальные корабли. 645-я – АПЛ с реактором с жидкометаллическим теплоносителем, 661-я лодка – самая скоростная в мире субмарина (ее рекорд 47-узлового подводного хода не побит по сей день и вряд ли будет превзойден в обозримом будущем). АПЛ проектов 705 и 705К представляют подкласс скоростных подводных лодок-истребителей, насыщенных средствами автоматизации.

Об АПЛ проектов 671РТ и 671РТМ стоит сказать особо. Их разработку возглавлял выдающийся конструктор Г.Н. Чернышев. Но вот появление индексов РТ (ракетно-торпедная) и РТМ (ракетно-торпедная модернизированная) – не в последнюю очередь заслуга Р.А. Шмакова. Именно ему выпала судьба внедрять на подводные лодки СПМБМ «Малахит» новые системы морского оружия – ракеты разных моделей. В 1962 г. его назначили главным конструктором по переоборудованию ПЛ проекта 613 в проект 613РВ для проведения летно-конструкторских и государственных испытаний противолодочного ракетного комплекса «Вьюга». Затем под руководством Шмакова были спроектированы и переоборудованы опытные подводные лодки проектов 633РВ, 633КС, 06332 и созданы наземные стенды проектов 03010, 03010Б, на которых отрабатывались и были успешно проведены государственные испытания комплексов «Вьюга», «Водопад», «Ветер», «Водопад НК», «Шквал» и «Гранат». Многие из них и сейчас состоят на вооружении ВМФ и не имеют аналогов за рубежом. Серийная постройка АПЛ проекта 671РТМ с комплексом «Гранат», чьи ракеты способны поражать наземные цели на дистанции до 3000 км, на Ленинградском Адмиралтейском объединении (ныне ОАО «Адмиралтейские верфи») и их модификация по проекту 671РТМК на СРЗ «Нерпа» осуществлялась под непосредственным руководством главного конструктора Р.А. Шмакова.

Конструкторские разработки, выполненные под руководством Р.А. Шмакова, отличаются высоким научно-техническим уровнем. Ряд из них сделан на уровне изобретений, в том числе конструкция навесных минных контейнеров для подводных лодок.

ДЭПЛ С-49, переоборудованная по проекту 633РВ для испытаний противолодочных комплексов «Водопад» и «Ветер».

За создание новых образцов военной техники Радий Анатольевич удостоен звания Лауреата Государственной премии СССР (1981 г.) и Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники (1997 г.). Он награжден орденом Октябрьской Революции, дважды Трудового Красного Знамени и многими медалями, в том числе мемориальными им. акад. С.П. Королева, В.П. Макеева и Н.Н. Исанина.

И сейчас Радий Анатольевич является главным конструктором атомных подводных лодок первого и второго поколений. На его плечи легли заботы по утилизации выведенных из эксплуатации кораблей.

Р.А. Шмаков – достойный ученик, сподвижник и продолжатель дела выдающихся главных конструкторов Н.Н. Исанина, В.Н. Перегудова и Г.Н. Чернышева – сам уделяет немало времени воспитанию будущих корабелов. Более десяти лет он преподавал в родном Кораблестроительном институте, читая специальные курсы лекций по теории корабля и устройству подводных лодок. Сегодня он занимается подготовкой офицеров-подводников.

Многоцелевая атомная подводная лодка проекта 671РТМК.

Радий Анатольевич ведет большую научно-историческую работу. Под его руководством издается фундаментальная пятитомная «История «СПМБМ «Малахит» (увидели свет уже три тома), а также уникальная серия книг «Подводное кораблестроение. Прошлое, Настоящее, Будущее». Им опубликованы десятки статей по истории отечественного флота в журналах «Судостроение», «Морской сборник» и «Национальная оборона», альманахах «Тайфун», «Гангут» и других изданиях, а также написаны разделы для нескольких каталогов и монографий. Эта сторона деятельности Р.А. Шмакова тоже получила достойную оценку. В 1998 г. он избран действительным членом (академиком) Санкт-Петербургской Академии истории науки и техники.

Глубокие знания и огромный конструкторский опыт Шмакова подкрепляются настоящей, редкой в наше время, питерской интеллигентностью и искрометным юмором. Доброго вам здоровья, Радий Анатольевич! И новых творческих успехов!


 

НОВОСТИ

На реализацию госзаказа в 2019 г. предусмотрено почти 1,5 трлн. рублей, заявил глава военного ведомства генерал армии Сергей Шойгу в ходе очередного заседания Коллегии Министерства обороны России.
Более 30 комплексов радиоэлектронного противодействия «Хибины-2» получили специалисты наземных служб для оснащения самолетов Су-34 авиационного полка Ленинградской армии ВВС и ПВО Западного военного округа, дислоцированного в Воронежской области.
Тактико-техническое задание на тяжелый ударный беспилотник «Скат» планируется утвердить в Министерстве обороны России до конца года, после чего начнутся опытно-конструкторские работы, заявил в интервью РИА «Новости» генеральный директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко.
В рамках учения по обеспечению комплексной безопасности объекта атомной энергетики, проходящего в Смоленской области, военнослужащими войск РХБ защиты был замаскирован объект Смоленской АЭС.
АО «Рособоронэкспорт» обсудило состояние и перспективы экспорта продукции военного назначения в ходе Петербургского международного экономического форума 2019 г.
В Архангельской области началось строительство производственно-логистического комплекса для нужд МО РФ, сообщил заместитель министра обороны России генерал армии Дмитрий Булгаков. По его словам, строительство планируется завершить в 2021 г.
В Свердловской и Челябинской областях специалисты РЭБ Центрального военного округа (ЦВО) впервые апробировали подавление воздушных средств с применением сразу трех наземных комплексов: «Красуха», «Житель» и «Борисоглебск».
В Ульяновске прошел пятый Открытый Корпоративный чемпионат ОАК по профессиональному мастерству в авиастроении по стандартам WorldSkills. Главный Кубок завоевала команда «Сухого».
В День России, 12 июня, работники Компании «Сухой» создали Аллею Авиаторов ОКБ Сухого.
Ижевский электромеханический завод «Купол» (входит в состав Концерна ВКО «Алмаз – Антей») представил на Международном военно-техническом форуме «Армия-2019» полномасштабный макет ЗРК семейства «Тор» на четырехосном колесном шасси производства Брянского автомобильного завода.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100