Под знаком «Черной звезды»
Секретную «Черную звезду» тщательно охраняют

В водах Атлантики, омывающих самую западную часть Бретани, можно увидеть необычное судно. Выглядит оно неуклюже, более того – смахивает больше на гроб, чем на средство передвижения по морю. Этот небольшой корабль – новейший опытовый тральщик Sterenn Du («Черная звезда» – на бретонском диалекте), который проходит испытания в районе французской военно-морской базы Брест.

Александр ФЕДОРОВ

 

По правому борту корабля в носовой части возвышается небольшая рубка. Из нее можно управлять судном. Но вообще-то Sterenn Du в наличии командира и экипажа не нуждается. Тральщик – телеуправляемый.

«Черная звезда» – катамаран с интегрированным корпусом-надстройкой, которая и напоминает гроб. Однако это не плод мрачной фантазии конструкторов. Такая форма делает корабль малозаметным и повышает его мореходные качества. Что согласитесь немаловажно для алюминиевого суденышка, не имеющего вооружения, водоизмещением 25 т, длиной 17 м и шириной 7,5 м. Скоро Sterenn Du получит гидроакустическую станцию с буксируемой антенной решеткой и будет оснащен подводными роботами-обнаружителями и уничтожителями мин. В этом-то и есть изюминка небольшого противоминного корабля.

Перспективный корабль-база для безэкипажных тральщиков.

Сейчас необитаемыми подводными аппаратами, ищущими мины впереди по курсу корабля и подрывающими их, никого не удивишь. Но эффективно действуют они лишь на дистанции до 200-300 метров, что нередко подвергает тральщики опасности стать жертвами мощного подводного взрыва. Другой способ уничтожения мин с помощью водолазов-подрывников – не менее рискованный. Вот почему в ВМС Франции была разработана новая перспективная концепция борьбы с минной угрозой SLAMF (Systeme de Lutte Anti-Mines Futur) с помощью дистанционно-управляемых или действующих по заранее составленной программе в автономном режиме небольших тральщиков, которые в свою очередь оснащены подводными роботами-искателями и уничтожителями мин.

«Черная звезда», построенная на верфи Pech’Alu International в Хеннебонте (департамент Морбиан), призвана стать стендом для отработки новой концепции. К реализации программы привлечены такие ведущие французские предприятия военно-морского профиля, как DCNS, Thales и ECA.

Sterenn Du должна стать прототипом перспективных телеуправляемых тральщиков типа Espadon («Меч-рыба»). Разумеется, эти небольшие кораблики не могут преодолевать большие расстояния. Вот почему их будут транспортировать к месту боевой работы корабли-базы, с которых предполагается осуществлять управление безэкипажными тральщиками. Каждый транспортер-управленец длиной до 100 м и водоизмещением порядка 2000-3000 т сможет принимать два «меча-рыбы» и координировать их действия на расстоянии двух-трех миль. Впрочем, дистанция может быть существенно увеличена за счет привлечения имеющегося на борту судна-матки вертолета или беспилотного летательного аппарата. Корабль-база может использоваться и по прямо противоположному назначению: вместо мини-тральщиков брать мины для постановки на коммуникациях противника. Другими словами, создается универсальный минно-тральный комплекс.

Секретную «Черную звезду» тщательно охраняют.

Концепция SLAMF, безусловно, заслуживает внимания, поскольку заложенные в ней идеи при реализации дадут возможность качественно повысить эффективность противоминной борьбы, сведя вероятные потери в людях на нет. А сегодня минная угроза также актуальна, как и сто лет назад. В мирное время о ней обычно забывают, но за эту амнезию приходится дорого расплачиваться на войне. В наши дни морские мины могут появиться в арсеналах террористов. Дальновидные французы, очевидно, предусмотрели и эту опасность.

Но вот что интересно: на выставке военно-морских вооружений Euronaval 2010, состоявшейся в Париже в октябре минувшего года, об этой новаторской французской разработке не было никакой информации, хотя строительство «Черной звезды» уже завершалось. Зато на стендах DCNS хватало псевдоинновационных моделей вроде «ныряющего фрегата» SMX-25, которым пудрили мозги публике. А вот действительно полезную концепцию спрятали от чужих глаз.


 

НОВОСТИ

На реализацию госзаказа в 2019 г. предусмотрено почти 1,5 трлн. рублей, заявил глава военного ведомства генерал армии Сергей Шойгу в ходе очередного заседания Коллегии Министерства обороны России.
Более 30 комплексов радиоэлектронного противодействия «Хибины-2» получили специалисты наземных служб для оснащения самолетов Су-34 авиационного полка Ленинградской армии ВВС и ПВО Западного военного округа, дислоцированного в Воронежской области.
Тактико-техническое задание на тяжелый ударный беспилотник «Скат» планируется утвердить в Министерстве обороны России до конца года, после чего начнутся опытно-конструкторские работы, заявил в интервью РИА «Новости» генеральный директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко.
В рамках учения по обеспечению комплексной безопасности объекта атомной энергетики, проходящего в Смоленской области, военнослужащими войск РХБ защиты был замаскирован объект Смоленской АЭС.
АО «Рособоронэкспорт» обсудило состояние и перспективы экспорта продукции военного назначения в ходе Петербургского международного экономического форума 2019 г.
В Архангельской области началось строительство производственно-логистического комплекса для нужд МО РФ, сообщил заместитель министра обороны России генерал армии Дмитрий Булгаков. По его словам, строительство планируется завершить в 2021 г.
В Свердловской и Челябинской областях специалисты РЭБ Центрального военного округа (ЦВО) впервые апробировали подавление воздушных средств с применением сразу трех наземных комплексов: «Красуха», «Житель» и «Борисоглебск».
В Ульяновске прошел пятый Открытый Корпоративный чемпионат ОАК по профессиональному мастерству в авиастроении по стандартам WorldSkills. Главный Кубок завоевала команда «Сухого».
В День России, 12 июня, работники Компании «Сухой» создали Аллею Авиаторов ОКБ Сухого.
Ижевский электромеханический завод «Купол» (входит в состав Концерна ВКО «Алмаз – Антей») представил на Международном военно-техническом форуме «Армия-2019» полномасштабный макет ЗРК семейства «Тор» на четырехосном колесном шасси производства Брянского автомобильного завода.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100