Перспективы развития кораблей на воздушной подушке скегового типа
Эксплуатация скеговых кораблей по сравнению с экранопланами несравнимо проще, дешевле и надежнее

МРК на воздушной подушке «Самум» типа «Бора».

Развитие кораблей на воздушной подушке скегового типа (скеговых КВП) – высокоскоростных и мореходных – весьма перспективно. Основной конструктивной особенностью этой гидродинамической схемы является сочетание воздушной подушки, отделяющей корпус корабля от водной поверхности, и сохранение контакта с водной поверхностью за счет бортовых скегов. Они имеют очень малое сопротивление движению корабля, но существенно снижают потерю воздуха из зоны воздушной подушки, частично разгружают ее, повышают устойчивость на курсе и управляемость корабля.

Александр ШЛЯХТЕНКО

Владимир ГАВРИЛОВ

В СССР над созданием скеговых судов работали несколько проектных организаций, были построены несколько крупномасштабных самоходных моделей и пассажирских судов. В ЦМКБ «Алмаз» создан боевой скеговый КВП – малый ракетный корабль (МРК) «Бора».

Разработка технического проекта началась в 1976 г. с широкого круга поисковых работ. В кратчайшие сроки предстояло решить ряд сложнейших технических проблем, выполнить комплекс испытаний буксируемых и самоходных моделей. Испытания 50-тонной самоходной модели «Икар-2» подтвердили удивительно высокие мореходные качества скеговых КВП.

В результате всестороннего анализа достоинств и недостатков различных вариантов двигательно-движительного комплекса выбрали дизель-газотурбинную главную энергетическую установку: экономический ход под дизелями, полный ход – при совместной работе газовых турбин и дизелей. Для движения на высоких скоростях применили поворотные опускные колонки с гребными винтами, приводимыми во вращение газовыми турбинами.

Совокупность нестандартных технических решений, принятых в техническом проекте, позволила создать уникальный МРК, не имеющий аналогов в мировом кораблестроении. Общая компоновка и размеры бортовых скегов обеспечивают ему движение на плаву с клиренсом, позволяющим безопасно идти на волнении до 5 баллов. При включении нагнетателей воздушная подушка дает возможность развивать ход более 50 узлов. Кроме того, возможны промежуточные режимы хода с уменьшенной подачей воздуха в зону воздушной подушки. Это называется «многорежимность движения» – свойство, не реализованное ни на одном другом корабле в мире.

Сегодня уровень технологий кораблестроения и комплектующего оборудования в нашей стране позволяет развивать достигнутый успех в создании боевых скеговых КВП для российского флота. Сохраняя принципиальные технические решения, «обкатанные» на МРК «Бора» (обводы корпуса, принцип подачи и распределения воздуха в зону ВП, схема уборки гибких ограждений, дизель-газотурбинная ГЭУ), возможно создание модификации проекта с повышенными тактическими свойствами и расширенным диапазоном применения.

Общий вид возможной модификации скегового корабля на воздушной подушке.

Опираясь на опыт эксплуатации МРК «Бора», в ЦМКБ «Алмаз» рассмотрены альтернативные варианты компоновки движительного комплекса и наиболее подробно – применение водометных движителей, что резко упрощает схему обеспечения движения корабля и управление движением на всех режимах. Исключение поворотно-опускных колонок освобождает кормовую часть для размещения взлетно-посадочной площадки и раздвижного ангара, а применение беспилотных летательных аппаратов при решении ударных задач повышает эффективность решения задачи и безопасность для корабля.

Высокая скорость в сочетании с выдающейся управляемостью корабля позволяют ему принимать эффективное участие в операциях по подготовке и огневой поддержке высадки морских десантов с использованием реактивных установок залпового огня.

Конструктивной особенностью корпуса скегового корабля являются два горизонтальных киля на всю длину корпуса, на которые в прибрежной полосе или на мелководье он может вставать как на стационарные опоры. Корабль, двигаясь на воздушной подушке, может преодолевать отмели и приближаться к необорудованному берегу до глубины 1 м, где, сев на свои кили, может осуществлять погрузочно-разгрузочные, спасательные или специальные операции.

Таким образом, на основе высокоскоростной и мореходной универсальной «платформы» могут быть созданы ударные ракетные корабли, корабли огневой поддержки десанта, спасательные корабли быстрого реагирования, десантно-высадочные корабли, специальные и малые корабли разного назначения.

Научно-технический задел ОАО «ЦМКБ «Алмаз» дает основание для более широкого подхода к созданию скеговых КВП. Проектные проработки высокоскоростных кораблей скегового типа, выполненные по результатам испытаний самоходной модели «Стрепет», подтвердили возможность создания кораблей водоизмещением около тысячи тонн со скоростями более 100 узлов. Скоростные качества и боевые возможности таких кораблей становятся соизмеримыми с характеристиками экранопланов, атаки которых не обнаруживаются со спутников и имеют предельно высокую вероятность выполнения поставленной задачи. При этом следует учесть, что эксплуатация скеговых кораблей по сравнению с экранопланами несравнимо проще, дешевле и надежнее.

Александр Васильевич ШЛЯХТЕНКО – генеральный директор – генеральный конструктор ОАО «ЦМКБ «Алмаз»

Владимир Григорьевич ГАВРИЛОВ – ведущий конструктор по перспективному проектированию

office@almaz-kb.sp.ru

www.almaz-kb.ru


 

НОВОСТИ

Как сообщила Группа информационного обеспечения Сухопутных войск ВС РФ, завершить государственные испытания 57-мм зенитного артиллерийского комплекса «Деривация-ПВО» планируется в ноябре 2019 г.
Современный комплекс радиоэлектронной борьбы 1Л262 «Ртуть-БМ» впервые поступил на вооружение мотострелкового соединения 41-й общевойсковой армии Центрального военного округа (ЦВО), дислоцированного в Кемеровской области.
На аэродроме Кызыл (Республика Тыва) сформирована смешанная авиационная эскадрилья, которая структурно входит в состав отдельного транспортного смешанного авиационного полка ЦВО.
Концерн «Калашников» опубликовал технические характеристики нового малогабаритного автомата АМ-17.
Для разработки высокотехнологичных конкурентоспособных продуктов в радиоэлектронной отрасли России требуется создание сети дизайн-центров, что позволит получить радиоэлектронному комплексу (РЭК) госкорпорации «Ростех» экономический эффект в размере 12-15 млрд. рублей дополнительной выручки, заявил заместитель председателя правительства России Юрий Борисов в ходе мероприятия по подведению итогов деятельности РЭК.
Один из батальонов 104-го гвардейского десантно-штурмового полка 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии получил на вооружение 31 БМД-4М и 8 БТР-МДМ «Ракушка». Командиры подразделений и экипажи боевых машин ранее в плановом порядке прошли двухмесячный курс переподготовки на новую технику в учебном центре ВДВ в Омске.
«Вертолеты России» планируют создать арктическую версию крупнейшего в мире транспортного вертолета Ми-26, заявил генеральный директор холдинга Андрей Богинский.
Более 200 операторов беспилотных летательных аппаратов Центрального военного округа (ЦВО) пройдут переобучение до конца 2019 г. на современные комплексы с БЛА «Элерон», «Тахион» и «Орлан-10».
Расчеты зенитных ракетных систем С-400 заступили на боевое дежурство по противовоздушной обороне военных, административных и гражданских объектов Ленинградской области.
Специалисты радиоэлектронной борьбы (РЭБ) Центрального военного округа (ЦВО) отработали искажение навигационных полей условного противника в ходе специальных учений под Екатеринбургом.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100