Плодотворное сотрудничество
ПСЗ «Янтарь» построил серию фрегатов для ВМС Индии

Фрегат Teg – головной постройки ПСЗ «Янтарь».

Образованный в 1945 г. Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» сегодня – одно из крупных предприятий кораблестроения в Северо-Западном регионе России. После распада СССР калининградская верфь вместе со многими индустриальными предприятиями пережила нелегкие годы. Участие завода в различных коммерческих заказах, к сожалению, не привело к ожидаемой стабильности в силу высокой стоимости основных фондов и своего технологического предназначения строить и ремонтировать военные корабли.

Несмотря на то что к началу 2005 г. завод располагал четырьмя оборонными заказами, он не мог работать в полную силу из-за скудного их финансирования. В результате предприятие оказалось на грани банкротства. Вмешательство президента РФ, который в июле 2005 г. поручил правительству и ряду ведомств урегулировать сложившуюся ситуацию с целью недопущения потери «Янтаря» для российского судостроения, выправило положение. Правительство предложило предоставить предприятию пятилетний срок для решения финансово-экономических проблем, и с этим условием арбитражный суд Калининграда вынес постановление о заключении мирового соглашения с кредиторами.

К концу 2005 г. «Янтарь» имел экспортный потенциал и представлял его на выставках в Париже, Ганновере, Сингапуре, Малайзии. Его предложения вызвали интерес со стороны потенциальных заказчиков. Совместно с «Рособоронэкспортом» завод принимал участие в тендерах на строительство боевых кораблей для ряда зарубежных партнеров. Попытки реализации экспортных программ военного кораблестроения, как известно, не приносят мгновенных результатов. На протяжении нескольких лет завод участвовал в совместной постройке специальных кораблей и гражданских судов с судостроительными фирмами Германии, Голландии и Норвегии. Это позволило сохранить технические и технологические возможности завода, а также квалифицированный персонал, способный обеспечить строительство кораблей должного качества.

Пуск ракеты BRAHMOS фрегатом Tarkash.

В конце концов настойчивость руководства ПСЗ «Янтарь» и поддержка российского правительства привели к положительным результатам. Завод получил заказ на строительство кораблей для ВМС Индии. Наличие на достройке кораблей для ВМФ России, уменьшение численности персонала, серьезные изменения в комплектующем оборудовании, предложенные индийскими специалистами, вызывали сомнения в определенных кругах российской судостроительной промышленности. Много спорили о том, достаточно ли у «Янтаря» организационных и технологических возможностей для выполнения индийского заказа. Тем не менее решение было принято в пользу калининградского завода, и в июне 2006 г. контракт был подписан.

Важность этого заказа для ПСЗ «Янтарь» обусловлена тем, что индийская сторона с пониманием подошла к проблемам организации постройки и с самого начала активно включилась в разработку основополагающих документов – совмещенных графиков проектирования, материально-технического снабжения, строительства, испытаний и поставки запасных частей.

Сотрудничество с Индией позволило в определенной степени обновить завод, особенно в плане компьютеризации и совершенствования программного обеспечения проектирования корабля. Время и новые технологии поставили завод перед необходимостью наладить довольно развитую компьютерную сеть. Это позволило на должном уровне взаимодействовать с проектантом и контрагентами. Важным положительным фактором стало то обстоятельство, что вопреки скептическим оценкам «Янтарь» не растерял высококвалифицированных специалистов и под полученный заказ смог вернуть значительное количество профессионалов, уволившихся в лихие 90-е годы.

Нужно отметить, ВМС Индии весьма тщательно контролировали ход строительства. На предприятие была направлена постоянно действующая группа наблюдения покупателя, состоящая из специалистов, которые уже имели опыт эксплуатации российской военно-морской техники. С членами этой группы еженедельно шли консультации специалистов завода, что позволило оперативно решать задачи всех этапов строительства.

Более сложные вопросы решались на обзорных совещаниях, которые проходили раз в полгода с участием индийских специалистов, а также на заседаниях межправительственной группы по судостроению. Такой тщательный контроль обеспечил, в конечном счете, решение большинства возникавших проблем своевременно и с достойным результатом.

Серьезной проверкой профессионализма заводчан стала работа с поставленным индийской стороной комплектующим оборудованием. Благодаря своевременной подготовке, обеспечению этих работ и взаимодействию со специалистами заказчика удалось с высоким качеством смонтировать все поставленное оборудование.

Конструктивное взаимодействие с ОАО «Рособоронэкспорт», проектантом кораблей – Северным ПКБ, большим количеством других российских и зарубежных предприятий позволили Прибалтийскому судостроительному заводу «Янтарь» внести свой вклад в военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с другими государствами.

В итоге ВМС Индии получили от ПСЗ «Янтарь» современные фрегаты проекта 11356 с ракетным комплексом BRAHMOS. Teg («Сабля») был передан заказчику в апреле 2012 г, Tarkash («Колчан») – в ноябре прошлого года. Третий корабль – Trikand («Лук») – успешно завершил все испытания и буквально за несколько дней до открытия VI Международного военно-морского салона – 29 июня передан индийским морякам.

О чем необходимо сказать, оглядываясь на начальный этап сотрудничества с индийским заказчиком:

– завод «Янтарь» подтвердил как на внутреннем, так и на внешнем рынках способность качественно строить сложные проекты кораблей, оборудованных новейшей техникой;

– значительно вырос количественный состав и квалификационный уровень сотрудников предприятия, прежде всего судостроительных специальностей, причем набор специалистов продолжается;

– Министерство обороны РФ, увидев успехи в выполнении контракта, заказало заводу серию фрегатов для отечественного ВМФ, строительство которых идет в настоящее время;

– учитывая старение оборудования предприятия и растущие объемы производства, необходимость освоения новых проектов, завод начал осуществлять масштабную программу обновления основных фондов, которая рассчитана как на собственные средства завода, так и на федеральные средства;

– за годы выполнения серийного заказа Республики Индия ПСЗ «Янтарь» накопил богатый и актуальный опыт, что позволяет калининградскому предприятию и в дальнейшем участвовать в программах строительства кораблей для ВМС зарубежных государств.

marketing@shipyard-yantar.ru

www.shipyard-yantar.ru


 

НОВОСТИ

На реализацию госзаказа в 2019 г. предусмотрено почти 1,5 трлн. рублей, заявил глава военного ведомства генерал армии Сергей Шойгу в ходе очередного заседания Коллегии Министерства обороны России.
Более 30 комплексов радиоэлектронного противодействия «Хибины-2» получили специалисты наземных служб для оснащения самолетов Су-34 авиационного полка Ленинградской армии ВВС и ПВО Западного военного округа, дислоцированного в Воронежской области.
Тактико-техническое задание на тяжелый ударный беспилотник «Скат» планируется утвердить в Министерстве обороны России до конца года, после чего начнутся опытно-конструкторские работы, заявил в интервью РИА «Новости» генеральный директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко.
В рамках учения по обеспечению комплексной безопасности объекта атомной энергетики, проходящего в Смоленской области, военнослужащими войск РХБ защиты был замаскирован объект Смоленской АЭС.
АО «Рособоронэкспорт» обсудило состояние и перспективы экспорта продукции военного назначения в ходе Петербургского международного экономического форума 2019 г.
В Архангельской области началось строительство производственно-логистического комплекса для нужд МО РФ, сообщил заместитель министра обороны России генерал армии Дмитрий Булгаков. По его словам, строительство планируется завершить в 2021 г.
В Свердловской и Челябинской областях специалисты РЭБ Центрального военного округа (ЦВО) впервые апробировали подавление воздушных средств с применением сразу трех наземных комплексов: «Красуха», «Житель» и «Борисоглебск».
В Ульяновске прошел пятый Открытый Корпоративный чемпионат ОАК по профессиональному мастерству в авиастроении по стандартам WorldSkills. Главный Кубок завоевала команда «Сухого».
В День России, 12 июня, работники Компании «Сухой» создали Аллею Авиаторов ОКБ Сухого.
Ижевский электромеханический завод «Купол» (входит в состав Концерна ВКО «Алмаз – Антей») представил на Международном военно-техническом форуме «Армия-2019» полномасштабный макет ЗРК семейства «Тор» на четырехосном колесном шасси производства Брянского автомобильного завода.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100