«Платформа-Арктика» – многофункциональный танкер Зеленодольского ПКБ
Обновление Военно-морского флота России требует строительства кораблей по проектам, которые отвечают современным требованиям и перспективным тенденциям развития военно-морской техники

Зеленодольское проектно-конструкторское бюро участвует в создании таких кораблей. По проектам бюро в XXI веке были построены и строятся сторожевые корабли проектов 11540 и 11661, малые артиллерийские корабли проекта 21630, малые ракетные корабли проекта 21631. Но боевые корабли, не могут нормально функционировать без вспомогательных судов. Особенно их значение возрастает в арктических и дальневосточных регионах – регионах со слабо развитой береговой инфраструктурой.

Александр ВАНИН

Руководством Зеленодольское ПКБ в качестве одного из важнейших направлений развития научно-технической деятельности предприятия названо «создание многоцелевой платформы судна усиленного ледового класса в обеспечение концепции арктических судов для транспортировки жидких и сухих грузов, разрядных грузов и людей с возможностью приема вертолетной техники (в том числе беспилотных летательных аппаратов) и выполнения спасательных операций». К разработке темы, названной «Платформа-Арктика», бюро подошло, имея опыт, приобретенный при разработке РКД на строящийся на Балтийском заводе атомный ледокол нового поколения проекта 22220 и пакета документов на средний танкер проекта 23130, главный конструктор В.М. Емельянов. Министерство обороны РФ возложило на Зеленодольское ПКБ функции головного исполнителя этого проекта. И пакет предконтрактных документов был подготовлен. В заключении по нему главного управления Российского Морского Регистра Судоходства (РМРС) говорилось, что «полученные результаты рассмотренной документации по проекту 23130 подтверждают, что представленная документация может являться основой для дальнейшей разработки проекта применительно к классу РС:  КМ Arc4 [1] AUT1 Oil tanker».

Но все-таки главные усилия по этому направлению Зеленодольцы сосредотачивают на создании малого морского танкера (ММТ) ледового класса Arc4 для вспомогательного флота ВМФ – проект 03182.

Это судно предназначено для приема, хранения, транспортировки и передачи жидких грузов (дизельного топлива, мазута, авиационного топлива, пресной воды) на надводные корабли и подводные лодки. Оно может снабжать корабли и суда грузами в бочкотаре, ящиках, контейнерах, заниматься сбором льяльных, сточно-фекальных вод, сухого мусора и пищевых отходов. Полное водоизмещение танкера – около 3500 т, дейдвейт при наибольшей осадке около 5 м – 1560 т, длина – около 75 м, ширина – около 15,4 м. Дальность плавания ММТ – около 1500 миль, автономность – 30 суток. Экипаж состоит из 24 человек. В случае необходимости судно способно принимать дополнительное количество людей.

Заданные жесткие лимиты по главным размерениям при одновременном максимальном дедвейте и специфические функциональные требования к работе оборудования сформировали достаточно сложный выбор обводов корпуса, который определился в том числе с использованием современных программных продуктов на собственном суперкомпьютере. Бюро в этой области тесно сотрудничает с высококвалифицированными специалистами лаборатории «Пропульсивные комплексы судов» ЗАО ЦНИИМФ. По предконтрактной документаци морского танкера Зеленодольским ПКБ получены предварительные положительные заключения главного управления РМРС и, что особенно ценно, – военных моряков.

Создаваемая специалистами Зеленодольского ПКБ универсальная платформа в рамках проекта 03182, в которой заложены конструктивно-технические решения, основное и вспомогательное оборудование, позволяют решать не только функции наливного судна. При небольших конструктивных изменениях судно может решать следующие задачи:

– патрулирование, аварийно-спасательное дежурство в районах судоходства, рыбного промысла, морских нефтяных и газовых промыслов;

– поиск и оказание помощи терпящим бедствие судам;

– техническую поддержку в районах опасных для мореплавания и добычи морепродуктов;

– обслуживание транспортных операций в портах;

– снятие с мелей и рифов аварийные суда, откачку воды из затопленных отсеков, буксировку аварийных судов и объектов к месту убежищ, в том числе и во льдах;

– выпонение функций пожарного судна.

Примененные технические решения обеспечивают сопровождение эксплуатации судна во время всего жизненного цикла.

Другими словами, судно может быть востребовано не только ВМФ, но и Береговой охраной ФСБ РФ, а также предприятиями, занимающимися добычей природных ресурсов в Арктике, снабжением и обеспечением безопасности добывающих платформ.

www.zpkb.com


 

НОВОСТИ

На реализацию госзаказа в 2019 г. предусмотрено почти 1,5 трлн. рублей, заявил глава военного ведомства генерал армии Сергей Шойгу в ходе очередного заседания Коллегии Министерства обороны России.
Более 30 комплексов радиоэлектронного противодействия «Хибины-2» получили специалисты наземных служб для оснащения самолетов Су-34 авиационного полка Ленинградской армии ВВС и ПВО Западного военного округа, дислоцированного в Воронежской области.
Тактико-техническое задание на тяжелый ударный беспилотник «Скат» планируется утвердить в Министерстве обороны России до конца года, после чего начнутся опытно-конструкторские работы, заявил в интервью РИА «Новости» генеральный директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко.
В рамках учения по обеспечению комплексной безопасности объекта атомной энергетики, проходящего в Смоленской области, военнослужащими войск РХБ защиты был замаскирован объект Смоленской АЭС.
АО «Рособоронэкспорт» обсудило состояние и перспективы экспорта продукции военного назначения в ходе Петербургского международного экономического форума 2019 г.
В Архангельской области началось строительство производственно-логистического комплекса для нужд МО РФ, сообщил заместитель министра обороны России генерал армии Дмитрий Булгаков. По его словам, строительство планируется завершить в 2021 г.
В Свердловской и Челябинской областях специалисты РЭБ Центрального военного округа (ЦВО) впервые апробировали подавление воздушных средств с применением сразу трех наземных комплексов: «Красуха», «Житель» и «Борисоглебск».
В Ульяновске прошел пятый Открытый Корпоративный чемпионат ОАК по профессиональному мастерству в авиастроении по стандартам WorldSkills. Главный Кубок завоевала команда «Сухого».
В День России, 12 июня, работники Компании «Сухой» создали Аллею Авиаторов ОКБ Сухого.
Ижевский электромеханический завод «Купол» (входит в состав Концерна ВКО «Алмаз – Антей») представил на Международном военно-техническом форуме «Армия-2019» полномасштабный макет ЗРК семейства «Тор» на четырехосном колесном шасси производства Брянского автомобильного завода.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100